Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны

На международной выставке представили передовые разработки по импортозамещению в большой и малой авиации
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Вопросы развития гражданской авиации стали основными в ходе первого дня выставки NAIS 2025, стартовавшей 5 февраля в «Крокус-Экспо» в Москве. Глава Минпромторга Антон Алиханов анонсировал первые поставки самолетов Ту-214 в 2025 году, а также рассказал о планах расширить производство транспортных Ил-76. На стенде ОДК впервые представлен двигатель ПД-8 для импортозамещенного SJ-100, который должен вскоре начать сертификационные полеты. Значительная часть выставки посвящена беспилотным системам, которые должны работать в связке с большой авиацией. Подробности — в репортаже «Известий».

Как будет развиваться большая авиация

Национальная выставка инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2025 стала крупнейшей в своей истории и собрала 140 компаний из России, Белоруссии, Китая и Ирана. Предполагалось, что ее посетит более 7 тыс. специалистов, и это действительно оправдалось. В коридорах форума было не протолкнуться из-за наплыва делегатов отрасли.

В ходе пленарной сессии глава Минтранса Роман Старовойт и глава Минпромторга Антон Алиханов анонсировали масштабные изменения в гражданской авиации в 2025 году.

Несмотря на то что в 2024-м авиакомпании России перевезли пассажиров на 5% больше, чем в 2023-м, а загрузка мест на бортах подбирается к критической величине в 96%, в нашей стране есть потенциал для роста пассажиропотока, отметили участники.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

По словам Романа Старовойта, развитие возможно за счет «мокрого лизинга», при котором самолеты сдаются в аренду вместе с экипажами, а также при расширении механизмов поддержания летной годности самолетов.

При этом руководитель Росавиации Дмитрий Ядров ожидает, что в 2025-м произойдет незначительная коррекция пассажиропотока с 111,7 млн до 109,7 млн из-за достижения порога возможностей парка самолетов.

Дело в том, что в России назрела необходимость в новых лайнерах, так как эксплуатируемый парк не справляется со спросом и требует профилактических мер. Антон Алиханов заверил, что ждать новых отечественных лайнеров осталось недолго — первые поставки самолетов Ту-214 запланированы на этот год. Кроме того, заканчивается импортозамещение перспективных SSJ-100, МС-21 и рассматривается вопрос о расширении производства транспортных Ил-76.

— У нас семь основных типов самолетов в разной стадии сертификационных работ. Главная задача — начать летные испытания импортозамещенного SJ-100 на двигателях ПД-8. Есть задел и возможности по части запуска МС-21, — рассказал министр. — С 2026 года начнутся его первые поставки для авиакомпаний. А в этом году первые Ту-214 поставим в рамках контрактов, которые утверждены в КПГА (программа развития авиаотрасли до 2030 года). В ноябре 2024 года новый Ту-214 совершил свой первый полет.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

По словам Алиханова, авиапромышленность переживает масштабную трансформацию для работы по импортозамещению.— Ни одна страна не выполняла такой работы и не создает собственные самолеты полностью на своей технологической базе, кроме России, — добавил он.

Какие двигатели представили на NAIS 2025

На выставке Объединенная двигателестроительная корпорация впервые представила двухконтурный турбовентиляторный ПД-8, собранный на предприятии «ОДК-Сатурн» в Рыбинске. Эти агрегаты предназначены для импортозамещенных SSJ-100 и находятся в начальной стадии сертификационных испытаний. Вскоре начнутся их полетные тесты.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Как рассказали представители «ОДК-Сатурн», мотор — уменьшенный близнец более крупного ПД-14, он повторяет основные конструктивные и технологические особенности, но обладает меньшими габаритами, весом и тягой. При его изготовлении применены новейшие отечественные материалы и передовые технологии, в том числе 3D-печать. Для ускорения сертификации ПД-8 используются результаты компьютерного моделирования.

— В ближайшее время ждем, что ПД-8 поднимется в воздух в составе пассажирского SSJ-100 для прохождения заключительного этапа летных испытаний, — рассказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков.

Также на стенде ОДК стоит макет двигателя ПД-14 для МС-21-300. Эти самолеты уже активно испытываются и, как ожидается, в следующем году выйдут в серийное производство. Рядом с ним турбовинтовой мотор ТВ7-117СТ-01 для регионального самолета Ил-114-300. Здесь же на стенде передовой двигатель ВК-1600В для вертолетов среднего класса взлетной массой 5–8 т, в том числе и для Ка-62. В этом году моторы выйдут на летные испытания.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Расширяются производственные мощности и для импортозамещения деталей иностранного производства. Так, группа компаний «Протектор» показала на NAIS конструктивные элементы для модернизированного лайнера Ту-214. Эта же компания ввела в строй в городе Домодедово цех по ремонту и производству авиационных запчастей для самолетов иностранного производства.

А вот авиакомпания S7 Airlines пошла еще дальше и представила собственный самолет. Дочерняя фирма Spectra разработала и построила небольшую четырехместную машину из композита. Самолет может выполнять полеты со скоростью до 240 км/ч на высотах до 4000 м.

— На самолете можно отрабатывать пилотажные программы обучения для летчиков пассажирских авиалайнеров, — рассказал «Известиям» генеральный директор Spectra Александр Степанов.

Беспилотные системы

В рамках форума впервые был организован отдельный сектор беспилотных авиационных систем и противодействия БПЛА. Среди участников — концерн ВКО «Алмаз-Антей», «Неоскан», «Авангард» и другие производители.

Генеральный директор ООО «Неоскан» Дмитрий Москалевич рассказал «Известиям», что компания представила технологию защиты от беспилотных воздушных судов. Она позволяет подавлять БПЛА, не влияя на работу авиации.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

По словам заместителя генерального директора по развитию и научной работе компании «Азимут» Виктора Соломенцева, в этом году на беспилотниках сделан заметный акцент.

— Мы понимаем, что большая авиация и беспилотники будут летать вместе, и это надолго. Значит, надо сделать технологии, чтобы избегать авиапроисшествий, — сказал он «Известиям».

На стенде компании «Азимут», входит в «Ростех», представлен БПЛА вертикального взлета и посадки с управляемым вектором тяги. В зависимости от потребности он может имитировать сценарии вертолета, ракеты или самолета.Кроме того, на выставке рассказали о работе радиолокатора по выявлению БПЛА. Вице-президент, финансовый директор проектно-монтажного центра (ПМЦ) «Авангард» Александр Нефедьев отметил, что разработка также может предоставить информацию по возникновению угрозы со стороны дронов квадрокоптерного типа. По его словам, дальность распространения данных составляет около 6 км. В комплекс интегрировано средство радиоэлектронного подавления. Так, в случае его действия квадрокоптеры могут зависнуть, вернуться к месту запуска либо быть подавлены.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Дроны гражданского применения и инфраструктурные решения активно представляются на NAIS c 2019 года, отметили в пресс-службе выставки. А с 2024-го экспозиция пополнилась технологиями по обеспечению комплексной антидроновой защиты объектов инфраструктуры.Площадка будет работать 5 и 6 февраля. Уже известно, что эта выставка станет самой масштабной за все 12 лет истории NAIS.