Для Меркель «евроценности» оказались дороже жизней граждан

Канцлер Германии отказалась пересматривать спорную миграционную политику даже перед лицом террористической угрозы
Николай Сурков
Фото: REUTERS/Hannibal Hanschke


Канцлер Германии Ангела Меркель твердо дала понять, что не намерена пересматривать миграционную политику, несмотря ни на волну терактов, ни на растущее в других странах ЕС недовольство. Глава правительства пообещала, что власти примут дополнительные меры для борьбы с терроризмом, но не откажутся от политики открытых дверей. Эксперты не исключают, что готовность рисковать жизнями граждан ради отстаивания либеральных политических ценностей может стать ударом по политической карьере Меркель.

Недавние атаки в Вюрцбурге и Ансбахе дали повод оппозиции и даже некоторым союзникам по коалиции обвинить Меркель в проведении провальной миграционной политики. Поэтому в этом году канцлеру пришлось провести традиционную летнюю пресс-конференцию на месяц раньше обычного. Для этого она даже прервала свой отпуск, который проводила на севере Германии.

Выступая перед журналистами в Берлине 28 июля, Меркель заверила, что Германия останется «верна своим принципам» и продолжит предоставлять убежище тем, кто его заслуживает. «Беженцы имеют право на убежище, это прописано в нашей Конституции», — подчеркнула глава правительства, добавив, что немцы должны отстаивать свои базовые ценности.

Чтобы немного унять страсти, канцлер пообещала, что для обеспечения безопасности будет сделано «всё, что в человеческих силах». По ее словам, будут созданы новые правоохранительные структуры, усилено сотрудничество и обмен информацией со спецслужбами других стран, появится общеевропейская база данных подозрительных лиц, а также будет усилен контроль за социальными сетями.

Впрочем, это вряд ли произведет впечатление на критиков. Так, накануне премьер правительства Баварии (где произошли оба теракта) Хорст Зеехофер заявил: «Наши прогнозы оказались правильными. Исламский терроризм добрался до Германии». По его словам, стране необходимы дополнительные полицейские меры и ужесточение миграционной политики.

Представители крайне правой партии «Альтернатива для Германии» и вовсе потребовали ввести временный запрет на предоставление убежища мусульманам. Кроме того, широкая публика негодует, что в отличие от президента Франции Франсуа Олланда Меркель даже не удосужилась появиться на месте терактов, чтобы поддержать перепуганное население.

По последним подсчетам, за последний год в Германию прибыло свыше миллиона мигрантов с Ближнего и Среднего Востока, причем только часть из них действительно являются беженцами из зон вооруженных конфликтов, а остальные — это так называемые экономические мигранты. Одновременно сложившейся ситуацией воспользовались и экстремисты, пытающиеся проникнуть в страны Евросоюза.

Эксперты констатируют, что своей политикой Меркель загнала себя в ловушку, которая может стоить ей поста. Заместитель директора ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов считает, что в странах ЕС, особенно в Германии, очень деликатным вопросом является любое ограничение свобод граждан в угоду обеспечению безопасности.

— Для Германии это связано с ее прошлым — как и нацистским, так и восточногерманским, когда Штази следила за каждым шагом граждан, — сказал эксперт. — При этом все понимают, что для противодействия террористам необходимо вести профилактическую работу, а тут велика опасность ущемить права и свободы тех, кто ни к чему не причастен.

По словам Кузнецова, немецкие политики второго эшелона уже признавались, что они осознают угрозу терактов, но ничего серьезного предпринимать не могут.

Ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин, в свою очередь, говорит, что при анализе ситуации нужно учитывать характер Меркель.

— Попытка либерального решения миграционного кризиса может считаться основным политическим проектом этого этапа ее карьеры, — рассказал политолог. — Признать свою неправоту и ужесточить миграционную политику означает принять позицию оппонентов, прежде всего правых экстремистов. Это не в характере Меркель.

По мнению Камкина, альтернативой ужесточению миграционной политики может стать сильное увеличение расходов на полицию и спецслужбы, ужесточение наказания за терроризм, расширение действия антитеррористических законов, то есть фактически введение чрезвычайного положения, как во Франции.

— Однако это идет вразрез с ценностями европейского политического истеблишмента, — сказал эксперт. — Практически все исполнители недавних терактов попадали в поле зрения спецслужб, но это им не помешало. Фактически спецслужбы расписываются в своем бессилии, поскольку нет соответствующих законов, которые позволяли бы, например, депортировать потенциально опасных лиц.

— Меркель стала заложницей своей упрямой и контрпродуктивной политической позиции, — заключил Камкин. — Складывается впечатление, что Меркель готова уйти в тень, но остаться верной своим принципам. На следующих выборах ХДС однозначно не получит большинства голосов. Ее могут даже выкинуть на политическую обочину.