Временно отстраненный, но не отправленный в отставку президент Южной Кореи Юн Сок Ёль был арестован 15 января в своей резиденции. Это первый случай помещения под стражу действующего главы государства в истории страны. Юн Сок Ёль отказался давать показания и обвинил правоохранительную систему в коррупции. В экспертном сообществе считают, что арест Юна открывает путь к утверждению Конституционным судом импичмента. Там отметили, что в Сеуле заинтересованы в скорейшем завершении политического кризиса, негативно сказывающегося на экономике страны. О том, что ждет Юн Сок Ёля, и о шансах его оппонентов прийти к власти — в материале «Известий».
В Сеуле арестован Юн Сок Ёль
Спустя месяц после объявленного ему импичмента президент Южной Кореи Юн Сок Ёль был арестован утром 15 января в своей резиденции в центре Сеула. В операции участвовали десятки полицейских и следователей, которым пришлось преодолеть воздвигнутые охраной главы государства ряды заграждений. Впрочем, в отличие от первой неудавшейся попытки ареста 3 января, задержание прошло без столкновений со службой охраны президента, которого также пришли поддержать сторонники и около 30 депутатов его партии.
Перед тем как покинуть резиденцию, Юн обратился к нации, посетовав, что «верховенство закона в стране полностью рухнуло». Он назвал расследование незаконным и подчеркнул, что решил добровольно предстать перед следователями, чтобы избежать кровопролития. При этом, по данным агентства Yonhap, президент отказался давать показания.
Ордер на арест главы государства был выдан 31 декабря управлением по расследованию коррупции (CIO). Президента обвиняют в руководстве мятежом 3 декабря. Тогда на фоне политического кризиса в стране Юн объявил военное положение, мотивируя решение тем, что оппозиция пыталась провести против него процедуру импичмента. Особый акцент сторона обвинения ставит на том, что президент мобилизовал в тот день военных, чтобы помешать Национальной ассамблее отменить военное положение.
Напомним, что несколько часов спустя после его объявления парламент признал решение Юна противоречащим конституции и отменил его. Тогда же была запущена процедура импичмента. В итоге 14 декабря Юн Сок Ёль был отстранен от власти парламентом страны, который контролируют силы оппозиции. 28 декабря Национальная ассамблея объявила импичмент и премьер-министру Хан Док Су, который исполнял обязанности президента и отказался назначить новых судей Конституционного суда. В настоящий момент страной управляет вице-премьер и министр финансов Чхве Сан Мок. Политик призвал все партии сосредоточиться исключительно на экономической стабильности страны и общественном благосостоянии.
Кто может возглавить Южную Корею
Важно отметить, что если вина Юн Сок Ёля будет признана, то Конституционному суду ничего не останется, как утвердить решение об импичменте главы государства. В соответствии с конституцией, инстанция должна рассмотреть дело об импичменте в течение 180 дней. Если она одобрит отстранение, то в стране будут назначены новые президентские выборы в течение следующих двух месяцев.
Вполне вероятно, что уголовный процесс над президентом может завершиться уже в марте, и таким образом в мае-июне после выборов новый лидер вступит в должность, прогнозирует ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований ИКСА РАН Ким Ен Ун.
— Я думаю, что он не сможет отвертеться от обвинений в мятеже, потому что было явное нарушение конституции. Даже если он будет говорить, что военное положение длилось только шесть часов и никто из парламентариев не был арестован, то очевидно, что арест не состоялся только потому, что у военных не получилось это сделать, — сказал он «Известиям».
Если бы выборы проходили сегодня, то их победителем стал бы лидер оппозиции и соперник Юн Сок Ёля по прошлой избирательной кампании Ли Чжэ Мён. По последним опросам, за него могло бы проголосовать больше 52% жителей страны, в то время как рейтинг действующего президента после 3 декабря упал до 11%. Вместе с тем не стоит забывать, что в ноябре Ли Чжэ Мён был признан виновным в лжесвидетельстве, его приговорили к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком два года. Сам политик назвал всё это политическим заговором и подал апелляцию на решение суда.
— Если апелляционный суд утвердит принятое решение, то Ли как человек, имеющий судимость, не сможет выдвинуть свою кандидатуру на пост президента. Здесь не как в США. Сторонники Юна поступили очень хитро, чтобы устранить Ли от власти, — добавил эксперт.
Экономический кризис в Южной Корее
Как бы там ни было, Южная Корея крайне заинтересована в том, чтобы ситуация как можно быстрее вошла в нормальное русло, поскольку обострившийся политический кризис сильно ударил по экономике страны. Так, рост ВВП в III квартале 2024 года составил лишь 0,1%, годом ранее этот показатель был 1,5%. В стране наблюдается и самая высокая с конца 1990-х инфляция — в 2023-м она составила 3,6%. На этом фоне растут бюджетный дефицит и уровень госдолга, который превысил 50% ВВП. Показательно, что 3 декабря, в день военного переворота, курс южнокорейской воны по отношению к доллару сократился на 2,6%, до 1442 вон за $1, что стало двухлетним минимумом для валюты. На сегодня курс составлял 1488 вон за $1 — это самым низкий показатель для валюты со времен мирового финансового кризиса 2008–2009 годов.
В нормализации политической ситуации в Южной Корее заинтересованы и ее внешнеполитические партнеры, главный из которых — США. Приход Дональда Трампа к власти вряд ли серьезно отразится на отношениях двух стран. Напомним, что в период своего первого президентства Трамп требовал от Сеула выплат $5 млрд на совместное содержание американского военного контингента на полуострове, в итоге стороны сошлись на сумме в $1,5 млрд.
При Трампе стороны также продолжат торговаться, поскольку не только Южная Корея нуждается в США, но и Вашингтон заинтересован в дальнейшем сотрудничестве, считает Ким Ен Ун.
— У Южной Кореи и США есть ряд общих проектов, в том числе в области высокотехнологичной электроники. Сеул закупил у Вашингтона вооружений на $17 млрд, включая самолеты F-35. Трамп не будет поэтому сильно давить на Южную Корею, — добавил он.
Эксперт не исключает, что республика может пойти и на расширение связей с Россией, если Вашингтон разрешит денежные переводы между двумя странами и не будут наказывать южнокорейский бизнес за это сотрудничество. «Если Сеулу не мешать, то он наладит отношения и с Москвой, и с Пекином», — подытожил он.
Несмотря на то что РФ рассматривает Южную Корею как одну из недружественных стран, поскольку она поддержала антироссийские санкции, Владимир Путин заявил в июне, что Москва «высоко ценит» тот факт, что Сеул не занимает «русофобскую» позицию и не осуществляет прямые поставки вооружений в зону конфликта на Украине. Тогда Путин подчеркнул, что если Сеул разрешит такие поставки, то ответ России вряд ли понравится руководству Южной Кореи.
При этом на фоне распространяемых на Западе заявлений об участии в конфликте на Украине военнослужащих из КНДР, Юн Сок Ёль в октябре допустил, что летальные вооружения всё же могут быть отправлены на Украину. Что касается оппозиции, то она не раз говорила: отправка такого оружия Киеву недопустима. Так, в апреле 2023 года Ли Чжэ Мён подчеркнул, что такие поставки будут иметь негативные последствия и их влияние на ситуацию окажется за «гранью вообразимого».