Во что выльется: подъем танкеров в Черном море может занять до года

А на проведение работ потребуется до 1 млрд рублей, подсчитали специалисты
Сергей Настевич, Эльза Исламова, Андрей Коршунов
Фото: ИЗВЕСТИЯ

Полное восстановление акватории Керченского пролива после аварии двух танкеров с мазутом потребует 10–15 лет, полагают эксперты. По их оценкам, подъем пострадавших судов может обойтись в 0,5–1 млрд рублей и растянуться на срок от нескольких месяцев до года. Пока план этих мероприятий находится на этапе проработки, а четкие временные рамки пока не определены, рассказали «Известиям» в Федеральном агентстве морского и речного транспорта. Глава МЧС России Александр Куренков 14 января сообщил о старте второго этапа работ по ликвидации загрязнения прибрежных территорий. О том, как и кто будет поднимать танкеры с морского дна, — в материале «Известий».

Сколько будут поднимать суда

Операция по подъему танкеров, потерпевших крушение в Керченском проливе, может занять более двух месяцев, а вот акватория полностью восстановится лишь спустя 10–15 лет, предположили в разговоре с «Известиями» специалисты группы строительных компаний «Реформа». В своей оценке эксперты ориентировались на темпы восстановления экосистем после аналогичной аварии в Черном море в 2007 год: тогда потерпели крушение сразу 13 судов, а со дна поднимали танкер «Волгонефть-139».

Справка «Известий»

15 декабря 2024 года в Керченском проливе затонул танкер «Волгонефть-212», а еще один — «Волгонефть-239» — сел на мель. Суда перевозили около 9,2 тыс. т нефтепродуктов, часть из них попала в воду. Президент РФ Владимир Путин на заседании правительства в начале января назвал случившееся «одним из самых серьезных вызовов в сфере экологии, с которым мы столкнулись за последний год».

Планы мероприятий по подъему танкеров находятся в проработке, и сроки их выполнения окончательно не определены, так как во многом они зависят от гидрометеоусловий, сообщили «Известиям» в Федеральном агентстве морского и речного транспорта (Росморречфлот).

На подъем танкеров может уйти от трех месяцев до года, полагают специалисты группы компаний Hydro.

— Решающим фактором может стать сильный ветер, — считают эксперты. — Как минимум один танкер расположен в зоне приливов и отливов, где в это время года обычно бывает сильный ветер и большие волны, что затрудняет доступ вспомогательных судов. Чем дольше будут сохраняться такие условия, тем сильнее по времени могут растягиваться работы. Заключая прямые контракты, танкеры можно убрать из воды примерно за три месяца.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Иван Ковалев

В компании отметили, что если мероприятия по подъему обяжут проводить судовладельцев, то танкеры, скорее всего, пролежат на дне как минимум еще полгода — пока страховая компания не рассчитает сумму возмещения и не выплатит деньги.

— Государство может добиться действий от собственника танкеров и через суд, но и этот процесс займет немало времени, — сказали там.

В ГСК «Реформа» отметили, что большая часть мазута находится в толще воды и на дне, откуда удалить его проблематично. Специалисты компании добавили, что на юге страны сейчас нет установок, в которых можно сжигать собранный мазут, поэтому отправка отходов на утилизацию может повлечь дополнительные логистические расходы.

Как правило, подъем таких судов выливается в дорогостоящую операцию и, в зависимости от того, какие методы будут применены, стоимость работ может составлять от 100 млн до 400 млн рублей только за один танкер, рассказал «Известиям» эксперт АНО «Центр судебных экспертиз "РУБИКОН"» Вячеслав Широких.

— В эту сумму входит обследование местности, расчеты и многое другое, — сказал он.

В ГК Hydro полагают, что стоимость может составить в среднем от 500 млн до 1 млрд рублей — в зависимости от того, кому будет поручено выполнение задачи (компании — владельцу танкеров или частным подрядчикам).

В теории, в подъеме затонувшего судна нет ничего сложного, полагает исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества Сергей Фокин. По сути, это или применение специальных кранов, или придание объекту положительной плавучести, что достигается, например, с помощью подведения пантонов с воздухом.

— Однако в таких операциях главные временные затраты составляют подготовительные оценочные и проектировочные работы. Нужно понять, какие нарушения конструкции получил объект во время шторма, а также при ударе о дно и во время длительного пребывания под водой, — подчеркнул эксперт. — Нужно учесть неровности рельефа, скорость течений и другие факторы в области, где залегает судно. От всех перечисленных факторов зависит, какие конструкции можно применить.

По мнению Сергея Фокина, сейчас самый неудобный сезон для подъема судна.

— В Черном море до начала или даже середины марта, возможно не будет подходящих погодных окон, — констатировал он. — По стоимости работ трудно назвать конкретные цифры. Однако, определенно операция не будет дешевой. Например, только фрахт подходящего судна может составить до нескольких миллионов в день. Кроме того, нужны еще материалы, оборудование, горюче-смазочные материалы, оплата труда специалистов и так далее.

Как будут поднимать танкеры

После ЧП с разливом мазута в Керченском проливе в 2007 году на очистку ушло порядка двух лет, а на восстановление экосистем — до 15 лет, отметил академический эколог Артем Акшинцев.

— Всё зависит от слаженности действий Минтранса, Морспасслужбы, региональных и краевых властей, МЧС, Минприроды и прочих ведомств, — отметил он.

По его словам, сейчас сложно говорить о полной очистке акватории от мазута.

Фото: ИЗВЕСТИЯ

— Очаги загрязнения до сих пор не перекрыты. Например, 10 января была зафиксирована довольно масштабная утечка из танкера «Волгонефть-239», сидящего на мели, — напомнил эксперт. — Сейчас крайне важно откачать мазут из этого танкера. В 2015 году подобное уже было реализовано при откачке нефтепродуктов с танкера «Надежда» близ Сахалина, до этого — в 1997 году с танкером «Находка» у берегов острова Хонсю. Почему до сих пор не откачан мазут с «Волгонефть-239» — загадка.

Сроки поднятия танкеров зависят и от погоды: если на море будут волнения и высота волн превысит 1,5 м, то какие-либо водолазные работы проводить запрещено, рассказал «Известиям» Вячеслав Широких. Точный прогноз по срокам дать сложно, но может потребоваться до девяти месяцев — по аналогии с «Волгонефть-139», который потерпел крушение в 2007 году.

— В случае благоприятной погоды и оперативности сотрудников, которые будут доставать судно, операция может продлиться три-четыре месяца, — добавил он. — У «Волгонефть-239» не очень большая отделившаяся часть, ее должны поднять быстро. А решение проблемы с «Волгонефть-212» потребует больше времени, потому что сам процесс откачки мазута продолжителен.

Чтобы поднять со дна затонувший танкер и не усугубить ситуацию, вице-президент ГСК «Реформа» Денис Прохоров рекомендует применять подводную лазерную резку, которая позволит дистанционно отсоединить от танкера части для облегчения подъема.

— Такая система позволяет производить работы по резке металлоконструкций с применением специализированных подводных дронов, — пояснил он. — Перед поднятием судна важно понять, какая его часть должна остаться целой, чтобы не спровоцировать дальнейший разлив мазута.

Специалисты советуют собирать мазут, пока он находится на воде. Для этого есть новые технологии, например полевое использование рулонов нетканой полипропиленовой сети.

— Они уже показали крайне высокую эффективность по абсорбированию нефтепродуктов, — подчеркнул Артем Акшинцев. — Расстелили сеть, она набрала на себя мазут, вытащили, отправили на утилизацию — красота. Только сетей этих нужно много.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Иван Ковалев

Самым современным способом сбора нефтепродуктов с поверхности воды считается использование лазерного комплекса, отметили в ГСК «Реформа». В 2023 году техника выжигания пленки мазута расфокусированным лазерным лучом была успешно протестирована «Росатомом» в акватории Охотского моря.

— Тогда специалисты подожгли лазером горючую смесь на плоту с расстояния около 300 м, — добавил Денис Прохоров. — Однако оценить стоимость реализации такого проекта сложно: только оценив ситуацию на месте, нужно разрабатывать специальную установку, дорабатывая основное оборудование.

Второй этап работ на месте аварии

Глава МЧС России Александр Куренков 14 января сообщил о старте второго этапа работ на месте аварии танкера «Волгонефть-239». По поручению министра за сутки построена подъездная техническая дорога к корме аварийного судна.

— Была поставлена задача провести дорогу к танкеру, и это выполнено. Второй этап, к которому мы подходим именно сегодня, — это обвалование. Решено делать обвалование с двух сторон, — добавил глава ведомства. — После этого продолжится работа по подогреву оставшегося топлива и его выкачиванию.

Минтранс России 10 января сообщил, что с кормы танкера «Волгонефть-239» обнаружен выброс топлива в краснодарской Тамани площадью 2,8 тыс. кв. м. По поручению президента России создан федеральный оперативный штаб для ликвидации последствий разлива мазута. С представителями этого штаба Александр Куренков 12 января прибыл в Анапу, чтобы проконтролировать ход работ на месте.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев отметил, что дорога к корме танкера составила 350 м, а обвалование будет протяженностью 400 м.

— Обвалование — это техническое сооружение вокруг судна, которое будет служить и подъездной дорогой, и защитой от возможного распространения мазута, — сказал Вениамин Кондратьев.

В Минтрансе добавили, что нефтепродукты рядом с кормовой частью «Волгонефть-239» собирают с помощью бортового грейфера в емкость, размещенную на борту судна.

— В районе посадки на мель кормовой части «Волгонефть-239» установили 2,14 км боновых заграждений, — сообщили в ведомстве. — За минувшие сутки водолазы обследовали затонувшие фрагменты носовой части танкера «Волгонефть-239» и провели герметизацию воздушных горловин правого и левого бортов, для того чтобы не допустить утечек мазута.

Кубанский научный фонд рассмотрел около 30 разработок и технологических решений, которые призваны помочь в ликвидации ЧС, рассказали в Оперативном штабе Краснодарского края.

— В настоящее время для более глубокого изучения отобрали пять из них: технологии для сбора мазута, модели расчета и прогноза состояния морской среды, оценки влияния волн, течений и термических факторов на перемещение и эволюцию мазута, который попал в Черное море, в разных районах побережья и предложения по детоксикации загрязненного грунта, — рассказали в оперштабе во вторник.

По информации МЧС России, по состоянию на 14 января собрано более 162 тыс. т загрязненного песка на побережье Краснодарского края, Крыма и Севастополя и 25 т нефтесодержащей жидкости в Керченском проливе.