Лишение свободы и принудительные работы могут стать основным наказанием за незаконное получение и использование информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Разработанный Минфином законопроект одобрил кабмин, выяснили «Известия». Сейчас применяют в том числе штрафы, но в случае принятия поправок они останутся лишь как дополнение к назначенному сроку. Авторы указывают, что утечка данных несет угрозу для граждан, и отдельно отмечают, что нередко ее получают из таможенных баз. Эксперты усомнились в том, что поправки станут существенным препятствием для кражи данных россиян, и спрогнозировали рост стоимости такой информации на черном рынке.
Какое будет наказание за утечки
За незаконное получение и использование информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну, могут измениться санкции. Минфин предложил ужесточить наказание, оставив только санкции в виде лишения свободы и принудительные работы. Эти поправки в понедельник, 13 января, одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности (документ есть в распоряжении «Известий»), сообщили источники редакции в кабмине.
— Минфин совместно с правоохранительными органами предлагает ужесточить наказание по чч. 3, 4 ст. 183 УК РФ («Разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»), — пояснил партнер ЮК «Соничев, Казусь и партнеры» Антон Соничев. — Так, в ч. 3 теперь невозможно назначение штрафа, а назначаются либо принудительные работы с запретом занимать определенные должности, либо лишение свободы со штрафом. В четвертой части также к лишению свободы добавлено наказание в виде штрафа.
Сейчас суд может выбрать, назначить ли обвиняемому по этому составу штраф или лишение свободы. Сроки будут варьироваться от двух до семи лет в зависимости от тяжести преступления, а денежная санкция станет дополнительным наказанием, рассказал «Известиям» председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. При этом максимальным размер штрафов увеличится — с 1,5 млн до 5 млн рублей.
Необходимость поправок связана с участившимися случаями хищений различных баз данных, уверен Антон Соничев.
— Такие базы, как правило, в дальнейшем продаются, и к ним может получить доступ неограниченный круг лиц. Именно для борьбы с продавцами баз и предлагается ужесточение наказания. Обычных граждан эти изменения не особо коснутся, — сказал он.
Законопроект подготовлен во исполнение поручения президента об усилении ответственности за незаконное получение и использование коммерческой, налоговой или банковской тайны, содержащейся в том числе в базах данных таможенных органов, добавил председатель правления АЮР.
— Согласно ст. 102 Налогового кодекса, информация, содержащаяся в базах данных таможенных органов, составляет налоговую тайну, так как содержит сведения о налогоплательщиках и плательщиках страховых взносов, — напомнил он. — С учетом процессов цифровизации таможенного оформления и контроля, внедрения оформления таможенных процедур с применением искусственного интеллекта особое внимание уделяется осуществлению мероприятий по выявлению и пресечению каналов утечки.
Так, при проведении проверок были выявлены 65 информационных ресурсов, предоставляющих доступ к информации из баз данных таможенных органов, содержащих налоговую тайну, отметил Владимир Груздев.
— Деятельность таких информационных ресурсов блокируется; лица, причастные к совершению таких преступлений, привлекаются к уголовной ответственности, — пояснил он. — Но черный рынок незаконного оборота такой информации продолжает расти, а противоправные деяния носят рецидивный характер. Кроме того, в современных условиях внешнего санкционного давления особое значение приобретает сохранение сложившихся производственно-технологических цепочек.
Подобные преступления способствуют ограничению конкуренции на рынке товаров, работ и услуг, подчеркнул председатель правления АЮР.
— Анализ правоприменительной практики показывает, что наказания, назначаемые за совершение таких преступлений, несопоставимы с их общественно опасными последствиями, — добавил эксперт.
Законопроект согласован с ФСБ, ФТС, МВД, Минцифры, Генпрокуратурой и Следственным комитетом. В Генпрокуратуре, в частности, отметили в отзыве в аппарат правительства (есть у «Известий»), что установление более высоких штрафных санкций «представляется актуальным, поскольку одним из ключевых последствий неправомерного оборота указанной конфиденциальной информации является экономический ущерб».
Как крадут данные у таможни
Данные ФТС — один из наиболее востребованных на черном и сером рынках продуктов, который используют импортеры для наблюдения друг за другом, а рыночные аналитики — для построения реальной картины товарных потоков. Об этом «Известиям» рассказал основатель сервиса разведки утечек данных и мониторинга даркнета DLBI Ашот Оганесян.
— Был период, когда часть таможенной статистики продавалась полуофициально, — сказал он. — Сейчас эта практика прекращена, но инсайдерские продажи продолжают процветать.
По словам Ашота Оганесяна, данные деклараций позволяют недружественным государствам раскрывать схемы параллельного импорта и участников цепочек подсанкционных поставок, чтобы затем привлекать к их ответственности за нарушение режима санкций
Как рассказал источник «Известий», близкий к силовым структурам, хищения массивов информации из таможенных баз несет в себе, скорее, стратегическое значение. Она может использоваться спецслужбами враждебно настроенных стран.
— Имея вход в таможенную базу и зная номенклатуру тех или иных товаров, можно получить информацию о перемещении стратегического сырья, — пояснил собеседник. — Также это дает конкурентные преимущества при ведении бизнеса, связанного с экспортно-импортными операциями. Но в первую очередь речь идет об очевидной угрозе национальной безопасности.
Что касается утечек из банков, то чаще всего они происходят из-за воровства данных внутри организации либо через подкуп ее сотрудников, отметил Антон Соничев.
— Банки, как видится, серьезнее относятся к своей безопасности, в связи с чем утечек оттуда меньше, — отметил он.
«Известия» уже писали, что в России введут оборотные штрафы за утечки персональных данных и их незаконную обработку.
Из банков чаще всего, по словам источника, в Сеть попадают данные о банковских картах, открытых счетах. Такую информацию, например, нередко можно найти в Telegram-ботах.
— Эти данные используются мошенниками, поскольку жертвы охотнее им верят, когда им называют достоверные данные их банковских продуктов, — рассказал он. — То есть речь идет о первичных личных данных: номерах банковских карт, счетов. И в редких случаях — о наличии на них средств.
Ужесточение наказания сократит поток утечек, но вряд ли прекратит его полностью, полагает Ашот Оганесян. В частности, это касается таможенных баз, поскольку, как показывает практика, усиление ответственности за утечки приводит в первую очередь к росту цены этих данных на черном рынке. При этом западные спецслужбы обладают практически неограниченным бюджетом, поэтому такие данные будут актуальны.
«Известия» направили запрос в ФТС о том, считает ли ведомство предлагаемое ужесточение достаточным.