За всё время действия нацпроекта по поддержке МСП по одной из главных программ льготного кредитования сектора — «1764» — бизнесу выдали ссуды почти на 5 трлн рублей. В следующем шестилетнем цикле программа сохранится, но объемы новых выдач сократятся до 100 млрд рублей ежегодно. Об этом в интервью «Известиям» рассказала замминистра экономического развития Татьяна Илюшникова. По ее словам, цель нацпроекта по числу занятых в секторе удалось перевыполнить — там уже работает больше 29 млн человек. Как власти будут менять подход к поддержке предпринимателей и самозанятых — в интервью «Известиям».
«Образ бизнеса в 1990-е и сейчас — это совершенно разные вещи»
— В этом году завершается действие нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Как вы в целом оцениваете его реализацию?
— Одним из достижений стало изменение восприятия самого сектора. Сегодня общество знает, что предприниматели не просто хотят заработать деньги. Это осознанное бизнес-сообщество, которое занимается технологиями, благотворительностью, несет социальную ответственность и взаимодействует с обществом. Образ бизнеса в 1990-е и сейчас — это совершенно разные вещи.
Второе важное достижение — создание специальных институтов развития и поддержки малого бизнеса. Они были и раньше, но за последние пять-шесть лет все разрозненные элементы мы собрали в единую структуру как на федеральном уровне, так и на региональном и обеспечили единые подходы к поддержке бизнеса на всей территории страны.
Еще одно — благодаря нацпроекту по поддержке МСП, утвержденному президентом, общество начало узнавать, что такое малый бизнес, как государство с ним взаимодействует, какие есть институты и инструменты поддержки. Это такая опора экономики населенных пунктов, особенно небольших, и многих регионов.
Добиться таких результатов удалось благодаря комплексным действиям правительства России. Они охватывают все cферы деятельности малых и средних предприятий: создание благоприятных административных условий, налоговые преференции, регулирование контрольно-надзорной деятельности, замена проверок профилактическими визитами, упрощение разрешительных процедур, разработка льготных финансовых программ, создание институтов и инфраструктуры поддержки МСП, механизмы обратной связи. За шесть лет более 5 млн предпринимателей получили поддержку нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».
В частности, поэтому удалось пережить и восстановиться в сложные, кризисные времена — пандемию и введение западных санкций против российской экономики.
— Удалось ли достичь всех поставленных в нацпроекте шесть лет назад целей?
— У нас была основная задача, обозначенная в указе президента, — обеспечить рост численности занятых в сфере МСП. Это в первую очередь как самих сотрудников малых и средних компаний, так и самозанятых и индивидуальных предпринимателей (ИП). Этот показатель даже перевыполнили: цель была 25 млн человек, а теперь их более 29 млн. На сегодня структура занятости выглядит следующим образом: более 19 млн — число сотрудников, и это рекордное значение за шесть лет, более 4 млн индивидуальных предпринимателей и около 6 млн активных самозанятых.
В свою очередь, структура сектора у нас такая: более 6,5 млн — субъекты МСП, из них 2,2 млн — юрлица, более 4 млн ИП. Также зарегистрировано более 12 млн самозанятых.
Кроме того, важный показатель, который мы всегда мониторим, так как он отражает веру предпринимателей в будущее и стабильность, — число вновь созданных субъектов МСП. В 2024-м их количество превысило 1,1 млн — такая отметка выше показателей 2019 года.
Несмотря на то что в нацпроекте нет показателя совокупного дохода МСП, мы оцениваем его прирост. Понятно, что на цифры влияют разные факторы — инфляция, общая экономическая ситуация, но по сравнению с 2019-м совокупный доход малого и среднего бизнеса вырос на 75%. Кроме того, на 45% увеличилась добавленная стоимость.
— Одним из постоянно обсуждаемых показателей развития сектора МСП выступает его вклад в ВВП страны. По последним данным, в 2022 году он составил 20–21%, при этом в развитых государствах он 50–60%. Много это или мало для экономики России? Действительно ли нужно этот показатель увеличивать?
— Эта тема действительно интересна для экспертного обсуждения, а сама цифра достаточно стабильна. В 2019 году мы стартовали с 20,7%, к 2022 году показатель вырос к 21%, и по итогам 2023-го мы ожидаем его дальнейший рост (цифра подсчитывается с лагом более чем в год. — «Известия»). Если очистить ВВП от показателей нефтегазового сектора (а это специфика российской экономики), то вклад МСП в среднем достигает около 25%.
Основной вклад бизнеса в ВВП мы видим у предприятий из отраслей, которые обеспечивают наибольшую добавленную стоимость и производительность. Например, это могут быть новые рынки, такие как туризм, высокотехнологичные компании в сфере IT, обрабатывающие производства. Предприятия, работающие в этих сферах, показывают более высокую «выживаемость» и удельную занятость, они активно инвестируют в роботизацию и использование искусственного интеллекта. Поэтому эти отрасли мы выделяем как приоритетные для роста российской экономики и таргетируем на них программы поддержки на горизонте 2025–2030 годов.
Для того чтобы доля малого бизнеса в ВВП увеличилась, сегмент должен расти быстрее экономики. Простыми словами, это производительность сектора. У нас стоит достаточно амбициозная задача — к 2030 году МСП должны расти быстрее ВВП на 20%, то есть быстрее, чем в среднем экономика.
— Цель по доле малого и среднего предпринимательства в ВВП предусмотрена на следующие годы? Вы ее для себя ставите как KPI?
— Доля МСП в ВВП рассчитывается аналитически. Оцениваем их вклад по совокупности факторов — это и динамика численности в секторе в целом, и доходы предпринимателей, и влияние различных программ господдержки.
«Благодаря льготной кредитной программе «1764» за шесть лет было предоставлено кредитов почти на 4,7 трлн»
— Какие действия министерства позволили достичь результатов этой шестилетки?
— Это большая командная работа правительства, ведомств, регионов и самих предпринимателей. Минэкономразвития в данном случае — площадка, где собираются и координируются все инструменты.
Самые востребованные меры — финансовые инструменты, в 2020–2022 годах — антикризисные программы. Благодаря льготной кредитной программе «1764» за шесть лет было предоставлено кредитов почти на 4,7 трлн рублей. Этот инструмент позволил обеспечить горизонтальную поддержку, в отличие от ведомственных программ, которые носят узкоотраслевой характер.
Также появился механизм «зонтичных» поручительств — когда субъекту МСП не хватает имущества для залога во время кредитования, государство берет на себя часть риска и выступает фактическим поручителем.
Кроме того, поддержку предпринимателям оказали льготные государственные микрозаймы, гранты. Если человек не верит в идею своего проекта, не готов рисковать или вкладывать хотя бы немного денег в него, то о каких инвестициях со стороны может идти речь? Так, мы перенастроили инструменты грантов и ввели обязательную долю софинансирования.
— Как развивается предпринимательство в новых регионах России? Что удалось достичь с сентября 2022-го?
— У нас уже есть опыт интеграции отдельных регионов на примере Крыма и Севастополя. Однако практика с ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областями отличается. Для этого мы привлекли близлежащие субъекты — Ростовскую область, Краснодарский край, Республику Крым и Севастополь — в качестве «шефов-наставников» для передачи опыта. Также нужно было сформировать соответствующее законодательство. Конечная цель в вопросе воссоединенных регионов — прийти к общероссийским стандартам в области развития МСП.
Еще одна задача — создать все базовые институты поддержки на региональном уровне. Речь идет о центрах «Мой бизнес», государственных микрофинансовых организациях, региональных гарантийных организациях, лизинговых компаниях. В прошлом году мы их создали и сформировали капитал, но здесь нужно понимать специфику: уровень капитализации необходимо довести до среднероссийского. И даже повысить его, так как риски, например, гарантийных организаций в этих регионах намного выше.
«Льготных кредитов будут выдавать меньше, но они станут более адресными»
— Один из главных вызовов для развития сектора — повышение ключевой ставки и увеличение стоимости кредитов. Сейчас бизнес из-за этого замедляет инвестиционную активность. Кроме того, в бюджете заложено сокращение выделенного финансирования на программу «1764». Будет ли как-то меняться подход к ней? Сохранится ли она в будущем?
— Финансирование программы делится на две части. Во-первых, мы продолжим обслуживать свои обязательства по кредитам, выданным до 2025 года. Их общая сумма — около 800 млрд рублей. Возможно, будут какие-то корректировки, но льготные условия сохранятся.
Вторая часть финансирования по программе «1764» предполагает ежегодные объемы новых выдач кредитов в размере 100 млрд рублей. Это меньше, чем сейчас — в действующем нацпроекте сумма порядка 500 млрд рублей выдач ежегодно.
Льготных кредитов будут выдавать меньше, но они станут более адресными — мы будем концентрировать поддержку там, где это действительно необходимо для формирования новых рынков, отраслей, внедрения элементов роботизации, развития высокотехнологичных компаний, креативной экономики. Так, мы сосредотачиваемся на тех отраслях, в которых хотим, чтобы МСП росли опережающими темпами, или которые только зарождаются.
То есть, получается, мы со своими программами идем либо туда, куда банки не хотят идти, либо туда, где действительно формируются новые точки роста. Поэтому самая популярная программа льготного кредитования «1764» сохранится. Немаловажно, что она будет реализовываться в партнерстве с Центробанком. Также к государственным субсидиям будет добавлен инструмент льготного фондирования банков. В целом это повысит устойчивость программы.
— То есть кредиты будут выдаваться по определенным ОКВЭД?
— ОКВЭД, указанный в уставе, не всегда гарантирует, что предприниматель занимается именно этой деятельностью. В эту сессию был принят закон, согласно которому поэтапно по истечении переходного периода коды ОКВЭД для бизнеса, в том числе основной, будут определяться исходя из выручки по фактически осуществляемым видам деятельности по итогам года.
— В следующем году нацпроект по поддержке МСП трансформируют. Это будет часть большого нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Будут ли какие-то существенные изменения в поддержке сектора с 2025 года?
— В целом все базовые инструменты в новом федпроекте сохраняются. Это банковские кредиты, льготные микрозаймы государственных микрофинансовых организаций, гарантии, поручительства, льготный лизинг, акселерационные программы для разных категорий, услуги центров «Мой бизнес». Но это всё будет перенастроено с точки зрения таргета на экономику предложения и сектора с высокой производительностью труда.
Сохранится программа по созданию бизнес-парков, промышленных и индустриальных парков, в том числе ориентированных на креативные индустрии. То есть перенастройка на те растущие отрасли экономики предложения, где создается наибольшая добавленная стоимость современной экономики.
Кроме того, будет расти роль регионов России — они сами формируют свои программы социально-экономического развития. Кто-то ориентируется на промышленные производства, кто-то — на туризм, кто-то — на креативные индустрии, кто-то — на сельское хозяйство. Они в свою очередь стараются не конкурировать с федеральными инструментами поддержки бизнеса, а дополнять их и достраивать исходя из своих приоритетов.
«Современные предприниматели склонны работать не в «серую», а в правовом поле»
— С 2025 года в рамках донастройки налоговой системы меняется налогообложение МСП — порог доходов для упрощенки поднимается, но с 60 млн оборота вводится НДС. Нет ли опасений, что теперь бизнес начнет только активнее дробиться?
— При таких порогах становится экономически невыгодно дробиться! Более того, современные предприниматели склонны работать не в «серую», а в правовом поле. Порог 60 млн экономически обоснован, так как почти 97% малого и микробизнеса находится ниже этого, а средние компании так и останутся плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). Кроме того, будет выбор — вести полноценный НДС-учет или платить НДС по упрощенной схеме.
— Давно не было такого масштабного изменения в налоговой системе. Как вы в целом оцениваете влияние налоговой донастройки на сектор малого и среднего бизнеса?
— Пока что рано говорить про оценку. По абсолютным цифрам, сектор растет и развивается. Нужно подождать полгода-год, чтобы увидеть, как новые параметры на нем отразятся. Также важно понимать, что с высокой ключевой ставкой замирает и инвестиционная активность, что тоже является важным фактором, но это никак не связано с изменениями в налоговой системе.
«Самозанятость — это правовая «налоговая песочница»
— Мы уже обсуждали, что в последнее время в РФ возросло число самозанятых — их уже более 12 млн. С момента запуска эксперимента прошло уже шесть лет, а длиться он будет до 2028 года. Какие его результаты можно подвести уже сейчас и какие изменения в механизме предварительно назревают?
— Результаты пока что рано подводить, так как срок эксперимента у нас — 10 лет. Сам институт самозанятости стоит рассматривать в контексте задач и потребностей, которые стоят перед экономикой. В момент запуска необходимо было легализовать определенную категорию людей, которая получала доходы и не была готова оформиться как ИП. Это удалось сделать.
Самозанятость — это правовая «налоговая песочница», где без последствий можно попробовать себя в предпринимательстве.
С другой стороны, нужно понимать структуру самозанятых, где достаточно большая доля людей, которые получают пассивные доходы и имеют основное место работы. Их работодатель на основном месте работы выполняет все обязательства по уплате страховых взносов и других налоговых отчислений. Это не те самозанятые, которые являются предпринимателями в чистом виде.
Следующая большая группа — это те, кто работает через платформы: курьеры, таксисты. На них необходимо смотреть в контексте регулирования деятельности платформ. Третья группа — это люди, которые оформились, но не ведут никакую экономическую деятельность либо она пока не активна.
— А много таких экономически неактивных самозанятых?
— Неактивными считаем тех самозанятых, которые не совершили ни одной транзакции за год. Этот показатель меняется в зависимости от региона и года — в среднем их около 30%.
«Пока предпосылок для повышения порога по доходам самозанятых мы не видим»
— Допускаете ли вы, что потребуется повышать порог доходов для самозанятости, ограничивать возможность быть самозанятым в определенных сферах?
— Порог доходов самозанятых — 2,4 млн, если его разделить на 12 месяцев, то это 200 тыс. рублей в месяц. С учетом выходных и праздничных дней эта сумма выше среднероссийской зарплаты — по данным за сентябрь, она составила 84,3 тыс. То есть пока предпосылок для повышения порога по доходам самозанятых мы не видим. Прежде чем вводить ограничения, необходимо определиться с целью.
Если хотим, чтобы часть самозанятых перешла в трудовые отношения, надо понимать, какая часть и в какие отрасли. Нужно смотреть, где наибольшая кадровая потребность. Но мы не видим необходимости вводить жесткие запреты, так как обычно они воспринимаются негативно, и их только еще больше хочется нарушить.
Сейчас самозанятые вообще могут не указывать сферу своей деятельности. Поэтому можно начать с введения этого правила.
— Какие у вас есть ожидания, какие тренды вы ожидаете в развитии сектора МСП?
Сейчас актуально несколько трендов. Первый — тренд на локальность. Согласно нашему исследованию, более 15 тыс. компаний используют региональные зонтичные бренды (стратегия, когда компания создает серию связанных продуктов или услуг под общим названием и образом. — «Известия») в своем развитии. Компании из сфер туризма, высоких технологий, креативные индустрии как раз работают внутри зонтичных брендов, а сила регионального товарного знака способствует их росту.
Второй тренд — это развитие креативной экономики. Сегодня в этой сфере работает порядка 700 тыс. компаний, в секторе занято 4,6 млн человек. Валовая добавленная стоимость сектора составляет почти 5,5 трлн рублей. Кроме этого, продукция хорошо экспортируется — показатель вырос на 9% в 2024 году. Сектор более устойчивый к внешним экономическим ограничениям: у креативных индустрий иммунитет к пандемиям, санкциям и стихийным бедствиям.
Третий тренд — продолжит расти молодежное, женское, социальное предпринимательство. Всё больше бизнесом интересуются люди «серебряного» возраста.
И четвертый тренд — выстроенная инфраструктура поддержки сектора МСП, которая сможет поддерживать как отдельные направления, например креативные индустрии, так и предприятия в общем, даже если они не входят в периметр нового федерального проекта.