Испытание облавой: что на Украине происходит с мобилизацией

Военкоматы объявили в розыск более полумиллиона мужчин
Богдан Львовский
Фото: Global Look Press/Kirill Chubotin

На Украине не утихает скандал из-за массового дезертирства из разрекламированной 155-й бригады ВСУ, получившей название «Анна Киевская». Согласно многочисленным сообщениям, примерно треть личного состава сбежала, когда соединение вернулось с учений во Франции. После этого силовики взялись за отлов вообще всех уклонистов, военкоматы объявили в розыск порядка 500 тыс. мужчин. «Известия» разбирались в ситуации.

Мобилизованные разбежались после учений во Франции

Подготовка 155-й бригады ВСУ была одним из самых громких пиар-проектов украинских и французских властей. Во-первых, Париж снабдил соединение вооружением и тяжелой техникой. Среди переданного оказались бронетранспортеры VAB, самоходные артиллерийские установки Caesar, колесные танки AMX-10 RC, противотанковые ракетные комплексы Milan и военные грузовики TRM.

Противотанковый ракетный комплекс Milan
Фото: Global Look Press/Maurizio Gambarini

Во-вторых, в октябре бригада прибыла для боевого слаживания на французский полигон. Президент Эммануэль Макрон тогда лично посещал военную базу и встречался с солдатами. «Я взял на себя обязательство: наши военные в настоящее время обучают украинских бойцов в районе Гранд-Эст (на востоке Франции. — Ред.). Мы также предоставляем им оборудование, которое они будут использовать для выполнения задач», — говорил он. В своих соцсетях он также публиковал ролики с подготовкой украинских солдат.

Всего на оснащение и подготовку «Анны Киевской» было потрачено 900 млн евро. Уже во Франции, однако, начались проблемы. Согласно многочисленным сообщениям, в ходе учений с полигона сбежали порядка 50 военнослужащих. По словам украинского журналиста Юрия Бутусова, причиной стало то, что в бригаду набрали несколько тысяч насильно мобилизованных, так называемых «бусифицированных».

Один из военнослужащих при этом рассказал, что условия содержания во Франции напоминали тюрьму — территория военной базы была полностью огорожена, периметр охранялся собаками, а ночью запускали дроны, чтобы никто не сбежал. «При этом всё равно каким-то образом умудрялись убегать. Думаю, если бы за нами так не смотрели, то дезертировала бы половина», — рассказал военный.

Фото: AP/Vadim Ghirda

В декабре соединение вернулось на Украину, где должно было отправиться на линию фронта под Покровск, но еще до первого боя из бригады сбежали порядка 1,7 тыс. человек, то есть треть всего личного состава. «Ситуация здесь такая же, как со всеми другими новыми «бригадами-зомби», или, как их еще называют, «бумажными бригадами». Они бесконечно создаются для отчетности, туда загоняют людей, но слаживание структур управления не проводится», — пожаловалась депутат Верховной рады Марьяна Безуглая.

Один из военнослужащих бригады при этом сообщил подробности своего дезертирства. По его словам, во время подготовки он обучался на оператора-наводчика, но после прибытия под Покровск его назначили сапером. «Я говорю, что ничего не знаю ни про минирование, ни про разминирование. Командир мне ответил, что всё можно посмотреть в интернете. Мы поехали на точку, слава богу вернулись обратно, у нас на базе за это время четыре строения уже разнесли КАБами (авиабомбами. — Ред.). На следующий день мы ушли в СЗЧ», — рассказал он.

В розыске находится полмиллиона мужчин

Произошедшее спровоцировало большой скандал. Министр обороны Франции Себастьян Лекорню подтвердил, что во время подготовки в Гранд-Эсте из «Анны Киевской» сбежали 55 человек, после возвращения на Украину соединение «разорвали» на несколько частей — перебросили на разные участки фронта. В свою очередь, лидер французской партии «Патриоты» Флориан Филиппо заявил, что правительство страны просто выбросило деньги на ветер. По его словам, единственной целью стала самореклама французских и украинских властей.

На Украине командующего 155-й бригадой Дмитрия Рюмшина сначала отстранили от должности, потом задержали. По версии следствия, он подстрекал бойцов к дезертирству, а также умалчивал о тяжелой ситуации в соединении. Командующий сухопутными войсками ВСУ Михаил Драпатый при этом заявил, что бригада формировалась и вооружалась с нуля в сжатые сроки. «Раньше ни у кого не было такого опыта, поэтому было невозможно предсказать все нюансы и детали этого процесса», — объяснял он.

Эксцессы с мобилизацией на Украине при этом не заканчиваются. Так, в начале января сотрудники военкомата в Полтавской области сломали мужчине ногу при задержании. В Одесской области отец пытался отбить насильно мобилизованного сына, но получил от силовиков пулю и умер. Депутат Верховной рады Артем Дмитрук также сообщал, что после избиений сотрудниками военкоматов скончались призывники в Сумах и Черновцах.

Фото: Global Look Press/Kirill Chubotin

Еще один скандал возник в связи с тем, что тэцэкашники начали принудительно мобилизовывать сотрудников критически важных предприятий, которые имеют специальную бронь. В военкоматах произошедшее объясняют техническими проблемами документооборота, но демобилизовывать уже призванных отказались. Интересно, что параллельно министр нацединства Алексей Чернышов заявил, что украинские беженцы могут возвращаться домой и без опаски устраиваться на оборонные предприятия, потому что там они якобы будут защищены от призыва.

Наконец, в стране продолжают отлавливать тех, кто тем или иным способом пытается избежать отправки на фронт. Представитель сухопутных войск ВСУ Наталья Кондратова сообщила, что всего в стране в розыске находится 500 тыс. мужчин. Только за один день 10 января полиция провела более 600 обысков у тех, кто помогает призывникам выехать из страны. «По имеющимся данным, дельцы посодействовали сотням военнообязанных. Это только первый этап по перекрытию каналов вывоза мужчин», — подчеркнули в Нацполиции.

Что говорят эксперты

Директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Денис Денисов призывает не преувеличивать проблемы украинской армии.

— Да, мобилизация идет тяжело, но о катастрофе говорить пока не приходится. Мы видим, что украинская армия продолжает достаточно эффективно сражаться, оказывает серьезное сопротивление российским силам. Надо честно себе признаться, что ВСУ остаются боеспособными, в том числе способны набирать пополнение, в противном случае боевые действия уже давно бы закончились, Киеву пришлось бы капитулировать. Трудности у них есть, но пока не критические, — считает он.

Фото: AP/Andrii Marienko

Завкафедрой политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Андрей Кошкин говорит, что украинские власти могут пойти на дальнейшее ужесточение мобилизации.

— Мы знаем, что в Киеве и западных столицах обсуждают ряд новых мер, среди них в том числе снижение мобилизационного возраста с нынешних 25 лет до 18 лет, то есть призыв в ВСУ украинской молодежи. Я думаю, что пока команда Зеленского на такой шаг не пойдет, как минимум дождется инаугурации Дональда Трампа и его миротворческих инициатив. Если же заморозки конфликта в том или ином виде не произойдет, то дальше ужесточение мобилизации неизбежно, — рассуждает он.