Первые две недели 2025 года в зимних видах спорта активно проходят в Рязани. Между Новым годом и Рождеством там прошло шоу с участием звездных лыжников и биатлонистов под названием «Гонка чемпионов». А в конце первой рабочей недели января там же состоится четвертый этап Кубка России по биатлону.
В смешанной эстафете «Гонки чемпионов» победила команда олимпийского чемпиона – 2022 по лыжным гонкам Александра Терентьева. Помимо него в сильнейшей четверке также выступали трехкратный бронзовый призер Олимпиады-2022 в Пекине биатлонист Эдуард Латыпов, чемпионка мира по лыжным гонкам среди молодежи Мария Истомина и призер молодежного чемпионата мира по лыжным гонкам Наталия Шевченко, с мая 2022 года выступающая в биатлоне.
В интервью «Известиям» Эдуард Латыпов рассказал, как учил стрелять лыжника Савелия Коростелева, выразил надежду на скорое возвращение российских биатлонистов на международные соревнования, а также объяснил, в чем нужно прибавлять, чтобы в будущем быть конкурентоспособными на этапах Кубка мира.
«Конкуренции я буду только рад»
— Как вам «Гонка чемпионов» в Рязани?
— Отличная гонка, классная погода. Атмосфера прекрасная за счет большого количества болельщиков, которые пришли в оба дня. Получил только удовольствие. Рад, что нам удалось победить в смешанной эстафете. В любом случае хотелось показать хорошую гонку, выиграть в борьбе. В принципе всё получилось. Доволен, что мне удалось отстреляться чисто.
— В первый день в Рязани после квалификации вы потренировали в стрельбе лыжника Савелия Коростелева, который в одном из подходов попал в три мишени из пяти. Не обидно, что плоды своей работы не увидели в эстафете, где лыжникам не положено стрелять?
— Да нет. Нормально всё. Они чуть-чуть попробовали себя в роли биатлонистов вместе с Натальей Терентьевой (ее тренировала Кристина Резцова. — «Известия»). Если когда-то захотят перейти из лыж в биатлон, у них уже будет небольшой опыт (улыбается).
— Не боитесь, что так на ровном месте создадите себе конкурентов на будущее?
— Я буду только рад (смеется).
— Многие жалуются, что формат смешанной эстафеты на «Гонке чемпионов» сделал биатлонистов главными действующими лицами, а лыжники не особо влияли на результаты. Может быть, в следующий раз стоит им тоже дать пострелять, чтобы побеждали те команды, чьи лыжники быстрее научаться стрелять?
— Если лыжники согласятся, то было бы интересно.
— Кстати, когда лыжники переходят в биатлон, как Наталия Шевченко, сколько нужно времени, чтобы научить их хорошо стрелять?
— Не знаю. Минимум месяц точно нужен, чтобы хотя бы азы дать, немножко привыкнуть. А дальше как повезет. Хотя всё равно месяц — это мало. Тому же Савелию после квалификации удалось закрыть три мишени из пяти, но это в спокойной обстановке. В динамике ему было бы гораздо сложнее. Но потенциал у него есть.
— Сильно приходится себя ограничивать в еде и алкогольных напитках на Новый год, с учетом того что всего через три дня вышли на трассу и огневой рубеж?
— Естественно, да. У нас идет физподготовка — уже 1 января была тренировка. Живем в таком режиме уже много лет, поэтому привыкли.
— Что можете себе позволить на Новый год из еды и напитков?
— Можем себе позволить всё. Главное, чтобы это было в меру и разумно. Сильно не наедаться и не напиваться (улыбается). Дальше ведь снова идет тренировочный процесс — надо быть к этому готовым.
«Стараемся с тренерами внедрять скорострельность»
— Как оцените для себя нынешний сезон?
— Пока неплохо. Одна победа и два вторых места на первых трех этапах Кубка России. Три победы, одно второе и одно третье место на первых трех этапах Кубка Содружества. Есть некоторые недочеты, но работаю над ними. Стараюсь улучшаться в этих моментах, внедрять нововведения, чтобы выступать лучше.
— Что за нововведения?
— Стараемся с тренерами внедрять скорострельность — пока это всё еще только в процессе. Потому что на Кубке мира сейчас стреляют уже намного быстрее, чем мы. Поэтому надо поторапливаться, выравнивать стрельбу. В общем, стараться стрелять надежно, точно и быстро.
— Насколько плотно следите за Кубком мира?
— Периодически пересматриваем гонки. Стараемся не пропускать.
— Долго придется привыкать к тамошней конкуренции, когда россиян туда вновь допустят?
— Пока точно не могу сказать. Но в любом случае будет какая-то адаптация. Постараемся минимизировать эти моменты и потери. Постараемся быть готовыми ко всем сложностям, когда случится допуск нас до этих соревнований, а дальше уже видно будет.
— Следили за декабрьскими разбанами пловцов, фигуристов, конькобежцев? Верите, что скоро подобное случится с биатлонистами?
— Видел, что пловцы отлично выступили на чемпионате мира. Очень за них рад, что они смогли себя показать, завоевали столько золотых медалей.
— Верите, что вслед за ними скоро и биатлонистов начнут допускать до международных стартов?
— Надеюсь. В любом случае хорошо, что допускают сейчас других спортсменов. Это приятные новости. Повторюсь, рад за тех ребят, которые имеют возможность выступать на международной арене. Хочется верить, что скоро и нас допустят. Мы тоже ждем своего времени — надеюсь, оно не за горами.
— Сохраняете веру на то, что через год попадете на Олимпиаду в Кортина-д’Ампеццо?
— В любом случае мы тренируемся и работаем для этого. У нас под это заточены весь план и тренировочный процесс. Главное, быть готовым к Олимпиаде, а там уже время покажет. Будет видно, пустят нас туда или нет.
«Нам нужна пошире география подготовки»
— За без малого три года бана труднее отвыкали от тех зарубежных трасс, на которых участвовали в соревнованиях, проходили сборы?
— Здесь всегда есть плюсы и минусы, как в любых моментах. Но у нас тоже есть в России хорошие места для подготовки. Их просто не так много, но они есть. Это в первую очередь Семинский перевал в Сочи, где мы проводим сборы. Там достаточная высота для горной подготовки. Другое дело, что высоты везде разные. Бывает, разница в 200–300 м играет большую роль. Другая высота — другой эффект. Поэтому чем больше разных высот в разных местах, тем больше возможностей адаптироваться к разным трассам. Поскольку соревнования проходят на очень разных трассах, нам нужна пошире география подготовки, поэтому мы раньше ездили на много зарубежных сборов. Сейчас такой возможности нет, но та же база в Сочи позволяет на достаточно неплохом уровне готовиться.
— В какой степени внутрироссийские соревнования вроде этапов Кубка России и Кубка Содружества позволяют хотя бы частично сохранить свой уровень досанкционных времен?
— Сложно сказать. В любом случае я стараюсь сохранить свой уровень. Конечно, отсутствие международных соревнований сказывается. Потому что, когда ты бегаешь с лучшими в мире, то относишься к этому по-другому ментально. И по-другому внутренне готовишься. На внутренних соревнованиях в России мы тоже максимально настроены на каждую гонку, но всё равно разница есть.
— Вам нравится плотность нынешнего календаря российских соревнований, которых в этом сезоне больше, чем на Кубке мира? Или хочется больше свободного времени?
— Конечно, свободное время — это хорошо. Но мы пробуем другой вариант — с большой нагрузкой. Думаю, если мы сможем с этим справиться, то с графиком Кубка мира нам в будущем будет легче совладать, и это поможет быстрее после возвращения начать бороться за первые места.