«Сейчас не время заботиться о себе»

Как в Курской области работает лучший в России отряд добровольных пожарных
Сергей Прудников
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Cергей Прудников

Бывший дальнобойщик, школьный учитель математики, строители — люди абсолютно разных профессий объединились в добровольную пожарную команду (ДПК) Беловского района Курской области. Подобные отряды появились в шести приграничных районах региона в конце первого года СВО. И уже доказали свою эффективность — выступают помощниками спасателей МЧС, а где-то вышли и на первые роли — число возгораний в связи с обстрелами возросло многократно. В конце 2024-го глава МЧС Александр Куренков наградил лучшую ДПК России. В конкурсе участвовало 10 регионов, а победил именно отряд Беловского района Курщины. Корреспондент «Известий» встретился со спасателями, узнал, какие задачи они выполняют и с какими испытаниями им приходится сталкиваться.

«Закрыть» район

Беловский — самый южный район Курской области, он граничит с Белгородчиной и Украиной. В августе 2024-го ВСУ заняли несколько его населенных пунктов, но довольно быстро — в течение нескольких недель — их оттуда выбили. Дроны противника, однако, продолжают кружить над здешними селами и дорогами по сей день, поэтому значительная часть Беловского остается «красной зоной». Только на прошлой неделе недалеко от райцентра после атаки «камикадзе» на гражданскую машину погибли два мирных жителя.

Парни из ДПК мотаются на выезды ежедневно — пожаров с наступлением зимы поубавилось, но на их плечах также эвакуация гражданских, развоз гуманитарки, сопровождение коммунальщиков и саперов. Базируются добровольцы в здании одного из сельхозпредприятий — помещение выделил по своей инициативе местный фермер. В команде 17 человек. Смены — сутки через трое.

Сергей Кобозев — руководитель добровольной пожарной команды Беловского района Курской области
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Cергей Прудников

На каждое задание отправляется усиленная группа: дополнительные два человека контролируют небо, еще двое — землю: на полях много неразорвавшихся снарядов, а подходы к водонапорным башням и ЛЭП в последнее время украинцы усиленно минируют с воздуха.

— Создана наша команда, как и другие в области, в конце 2022 года, — рассказывает руководитель беловской ДПК Сергей Кобозев. — Спасатели МЧС тогда элементарно не успевали везде, часть территории оставалось неприкрытой. При этом число пожаров стремительно возрастало — после залпов из установок «Град», артиллерии, от ударов БПЛА, от тех же тепловых ловушек, которые сбрасывали наши штурмовые самолеты. Я в то время трудился диспетчером в службе «112». За плечами имел опыт работы пожарным в лесничестве. Мне предложили сформировать и возглавить отряд.

Кто пошел в добровольные команды

В «непрофессиональные пожарные» пошли люди разных специальностей — водители, строители, есть дальнобойщик, отделочник, школьный учитель математики. Требование было одно — «не отступать назад, если взялись». И почти все остались на своем посту.

— Первое время у нас не было служебных машин, ездили на своих — знакомились с людьми, изучали территорию, усиленно учились новому делу, — рассказывает командир. — Постепенно нам выделили два автомобиля с цистернами. Администрация района выстроила здание части в 3 км от границы. После вторжения ВСУ его пришлось оставить и перебазироваться в более безопасное место. Самая горячая пора началась как раз после наступления украинцев. На пожары приходилось выезжать по три-четыре раза в сутки, с одного на другой, буквально без передышки.

На задании сопровождение ремонтной бригады газовиков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Время было сложное, хаотичное, все были на взводе. Танки противника гремели по полям всего в считаных километрах от пожарищ, которые приходилось тушить. Очень велик был соблазн бросить всё и уехать, вспоминает Сергей. Казалось — еще чуть-чуть и, дрогнув, уволится один, за ним другой, третий, всё посыплется… Но удалось достойно перетерпеть тяжелый период. Выстояли.

— Ребята вывезли на безопасную территорию семьи, — объясняет Кобозев. — Четыре человека остались жить в части, потому что им просто некуда было возвращаться — дом или разрушен, или находится в прифронтовой зоне. Некоторые перебрались в Курск с родными, но отряд не бросили — приезжают сюда за 150 км на смену как штык. Вообще нынешнее время показало, кто есть кто. Одни махнули на всё рукой и уехали. Другие остались и до конца борются за свой район, за свою землю.

Ключевое понятие

Среди добровольцев — 36-летний Саша Самохин. В родной деревне Гирьи он организовал в свое время фирму такси, сам как водитель объездил каждый уголок района, знает все его дорожки-тропинки, всякую улицу в любом поселке и селе. Опытный охотник, в отряде он отвечает за «небо», на каждый выезд берет свою двустволку ИЖ-27 и патроны, набитые дробью. Когда-то стрелял в уток, теперь — исключительно в механических «птиц». Последний случай применения оружия произошел с месяц назад.

— Мы ехали в качестве сопровождения, отвозили пенсию старикам в село Белица, — рассказывает Александр. — Въехали в опасную зону, включили «Булат» (дрон-детектор), и он немедленно дал знать, что поблизости камикадзе. Сначала показал две палочки опасности — это значит, коптер находится в 300–400 м. А потом — четыре, уже серьезно, близко. Очень скоро мы заметили его — он завис над дорогой и ожидал нас. Распахнули двери, бросились врассыпную в посадку. Я увидел, что он пикирует точно на нашу машину, прицелился и метров с пятнадцати поразил его…

Александр Самохин, доброволец пожарной команды Беловского района
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Другой участник отряда — 21-летний Дмитрий Дроздов, самый молодой в команде. Он из приграничной деревни Забужевка, в которой сейчас лишний раз лучше без нужды не появляться. Отучился после школы на пожарного. В 2022-м был призван в армию и сразу попал на границу Белгородской области, где в качестве минометчика противостоял ВСУ, а также прикрывал выход наших частей из Харьковской области.

Самый молодой в команде — 21-летний Дмитрий Дроздов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Дважды контужен, ранен. По возвращении домой недолго думая вступил в добровольческий отряд. Неоднократно участвовал в эвакуациях людей. Совместно с ребятами из ДПК развозит в воюющие подразделения теплые вещи, аптечки, газовые баллоны, воду, окопные свечи (их изготавливают дети Беловского района).

— Взаимопомощь, наверное, ключевое понятие, характерное для всех последних месяцев, — говорит Сергей Кобозев. — Сейчас не время заботиться о себе. Тот же фермер выручил нас с помещением для части, помогает с бензином по своей инициативе, ничего не требуя взамен. Пока мы с вами разговариваем, один из наших ребят ремонтирует в гараже машину военным. Школьники изготавливают окопные свечи. Глава района Николай Волобуев неоднократно эвакуировал раненых.

Блиндажные свечи развозят по подразделениям спасатели-добровольцы
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Ребята из Белгородской теробороны, с которыми команда Кобозева стоит по соседству, подарили им два антидроновых ружья с коллиматорными прицелами, способные гасить частоты атакующих БПЛА. Руководитель лучшей добровольной пожарную команду России говорит: видно, как люди сегодня по-настоящему сплотились, столкнувшись лицом к лицу с бедой, и стоят друг за друга.