На построенном ОСК атомном ледоколе «Якутия» подняли российский флаг

Юлия Афанасенко
Фото: пресс-служба Балтийского завода ОСК

Состоялась торжественная церемония поднятия государственного флага на атомном ледоколе «Якутия», построенном на Балтийском заводе «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Об этом в корпорации сообщили 28 декабря.

«Хочу поблагодарить всех, кто вместе с нами строил, проводил пуско-наладочные работы и испытывал ледокол «Якутия». Это был тяжелый и кропотливый труд, который сделал нас профессионально сильнее», — сказал гендиректор Балтийского завода Александр Коновалов.

Он указал, что строительство серии ледоколов проекта 22220, в рамках которого построена «Якутия», продолжится. Завод будет оказывать «Атомфлоту» помощь в эксплуатации ледокола, обслуживать судно и обеспечивать его запчастями. Коновалов поблагодарил ОСК и госкорпорацию «Росатом» за оказанное доверие Балтийскому заводу, который достроит серию в срок. Гендиректор подчеркнул, что коллектив предприятия готов взяться за новые проекты, в том числе и за создание еще более мощных надводных судов с применением технологий ядерной энергетики.

«Якутия» стала четвертым по счету ледоколом проекта 22220 и третьим, построенным серийно. От других судов проекта этот ледокол отличается тем, что с ним провели большую работу по импортозамещению, во время которой иностранное оборудование и комплектующие «Якутии» оперативно заменили на российские. Кроме того, на Балтийском заводе внедрили новые элементы производственной системы, и срок строительства ледокола сократился.

«Позади — четыре с половиной года интенсивной работы большой команды судостроителей, инженеров и ученых. Работа велась в сложных условиях, вызванных пандемией и внешним давлением. Санкционные ограничения, с которыми мы столкнулись, не помешали нам обеспечить качественное и своевременное строительство заказа», — заявил на церемонии первый заместитель гендиректора ОСК Андрей Бузинов.

Корпус «Якутии» создан из прочной стали, которая устойчива к коррозии, и защищен от налипания льда. Ледокол способен пробивать путь во льдах толщиной до 3 м. Судно оснащено двумя водо-водяными ядерными реакторами «РИТМ-200» отечественной разработки. Тепловая мощность каждого из них составляет 175 МВт. Назначенный срок службы ледокола — 40 лет. Скорость его хода по чистой воде составляет 22 узла (примерно 40,7 км/ч).

В ОСК уточнили, что ледоколы проекта 22220 — самые мощные и крупные в мире, их основная задача — обеспечивать круглогодичную навигацию на западе Арктики. Сейчас успешно используются ледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал», все они построены по этому проекту на Балтийском заводе.

Закладка «Якутии» состоялась в 2020 году, а 22 ноября 2022 года его спустили на воду. В этой церемонии по видеосвязи участвовал президент России Владимир Путин, который поблагодарил специалистов, создававших ледокол, за огромный труд и профессионализм. После спуска на воду «Якутию» достраивали на специальной набережной Балтийского завода.

Позже, 6 ноября 2024 года, завод спустил на воду четвертый серийный атомный ледокол «Чукотка» проекта 22220. Разрешение на спуск судна дал Путин. Уточняется, что ледоколы этого проекта используются на участках от Енисея и Обской губы.