Польша винит бандеровцев в геноциде

Признание сеймом 11 июля Днем памяти жертв геноцида польского народа может лишить Украину ближайшего союзника в Европе
Николай Сурков
Фото: ru.wikipedia.org

В пятницу, 22 июля, в польском сейме пройдет голосование по проекту постановления о признании 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида в отношении жителей II Польской Республики (1918–1945) со стороны украинских националистов. Накануне в ходе дебатов постановление поддержали все парламентские фракции. Положительное решение депутатов может привести к трениям между Польшей и Украиной, где Степан Бандера и ему подобные фигуры фактически превращены в героев. Одновременно с этим российские официальные лица констатируют, что европейские страны фактически игнорируют проблему возрождения украинского национализма.

Проект постановления о дне памяти жертв «Волынской резни» 1943–1945 годов мог быть принят еще в среду, однако депутаты из правящей партии «Право и справедливость» настояли на том, чтобы в документе эти события, которые унесли жизни по меньшей мере 100 тыс. поляков, были квалифицированы именно как геноцид. Ожидается, что исправленный проект не встретит возражений.

— Современный украинский национализм крайне опасен. Есть прямая преемственность с временами Бандеры. Идет возрождение культа нацистских пособников при попустительстве властей, — заявил «Известиям» уполномоченный МИД РФ по правам человека, демократии и верховенству права Константин Долгов. — Украина превратилась в основной полигон неонацизма. Все современные бандеровские формирования — экстремистские организации. Добровольческие батальоны, например, де-факто сохранились и остаются безнаказанными за преступления в Донбассе и Одессе.

По словам Долгова, сегодня проблема неонацизма — одна из острейших на Украине.

— Мы наблюдаем культ Бандеры и других нацистских пособников. Это полностью противоречит европейским устремлениям Украины, — пояснил дипломат. — Проблема в том, как к этому относятся на Западе. Там есть подвижки и растет понимание, но полноценной критики или адекватного воздействия на украинские власти нет. Попытки фальсификации истории Второй мировой войны — опаснейшее явление. А отсутствие противодействия этому со стороны некоторых западных стран — это прямое поощрение экстремизма.

Между тем решение сейма может сказаться на отношениях Варшавы с Киевом, для которого критика в адрес бандеровцев неприемлема. Так, заместитель главы комитета рады по международным делам Борис Тарасюк ранее назвал «антиукраинскими» попытки поляков почтить память жертв волынской трагедии. Он же пообещал, что украинский парламент подготовит достойный ответ.

Впрочем, эксперты сомневаются в готовности Украины идти на обострение.

— Парламентское решение прямо не повлияет на украино-польские отношения, — считает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер. — Для Польши обсуждение волынской трагедии — вопрос принципиальный: виновата Украина. Однако официально польское руководство будет заявлять, что на отношении к Украине это решение никак не скажется и Варшава поддерживает евроустремления Киева. Но за этими фразами ничего не стоит.

По словам эксперта, у Киева уже нет ресурсов для серьезных возражений.

— Украина никак не может ответить, а поляки этим пользуются и демонстрируют свое превосходство. Запад не интересуется внутренней ситуацией на Украине, у американской элиты исчезает интерес к ней. Если Украина будет реагировать неправильно, позиция Польши станет еще жестче. Если Киев сделает вид, что ничего не произошло, поляки решат, что Украина этого и заслуживает, — сказал Владимир Брутер.