Решение на высоте: псевдоспутники раздадут интернет в удаленных поселках

Как стратосферные самолеты улучшат жизнь людей и какие технологии они помогут развить
Андрей Коршунов
Фото: Getty Images/miniseries

В России приступили к созданию псевдоспутников — стратосферных беспилотных самолетов, которые по функционалу сходны с космическими аппаратами, размещенными на орбите, но при этом действуют на меньшей высоте. Поэтому их запуск и эксплуатация обходятся значительно дешевле. Такие системы позволяют локально обеспечить связь, навигацию, интернет на временных удаленных от инфраструктуры объектах — в вахтовых поселках, полевых научных или поисково-спасательных экспедициях. В настоящий момент специалисты готовят демонстратор технологий в масштабе 1:5. Эксперты отметили разнообразие задач для аппаратов, однако для их успешной коммерческой эксплуатации разработчикам нужно найти правильную экономическую нишу.

Что такое псевдоспутники

В России приступили к созданию первого отечественного псевдоспутника. Это класс беспилотников, которые предназначены для работы в течение длительного времени на больших высотах. Проект реализует отечественная стартап-команда, которая специализируется на космических технологиях.

Как объяснили разработчики, псевдоспутниками называют системы, которые по своим задачам сходны с аппаратами, функционирующими на земных орбитах, но их запускают гораздо ниже — в стратосферу — на высоту порядка 18–25 км. Поэтому стоимость их запуска и эксплуатации на несколько порядков ниже, чем космических аппаратов. Однако и площадь, которую стратосферные аппараты обеспечивают покрытием, по сравнению со спутниками кратно меньше.

Фото: предоставлено Николасом Оксманом

— Разработка представляет собой беспилотный летательный аппарат самолетного типа. Он предназначен для беспосадочного полета в течение месяца и больше. Псевдоспутник оснащен четырьмя электрическими двигателями, которые используют солнечную энергию. На верхней поверхности крыла установлены солнечные батареи, за счет которых беспилотник в полете будет днем запасать энергию, а ночью расходовать, — рассказал «Известиям» руководитель проекта, исполнительный директор компании «Стратолинк» Николас Оксман.

В соответствии с проектом масса стратосферного беспилотника составит 315 кг, а размах крыла — 40 м. Он сможет барражировать над заданным районом со скоростью 120–140 км/час. При этом управлять аппаратом будет бортовой компьютер, оснащенный искусственным интеллектом. Задание управляющему устройству вводят накануне полета. Кроме того, будет реализована возможность его корректировки во время барражирования и удаленного управления устройством оператором с земли.

Инновации в конструкции двигателей

По словам конструкторов, в разработке задействованы четыре электродвигателя мощностью 7,4 кВт. Их устанавливают по два в мотогондолах на левой и правой консолях крыла, что позволяет уменьшить взлетную массу за счет сокращения вдвое двигательных отсеков.

При этом винты парных силовых установок размещают друг против друга: один — в передней, другой — в задней части несущей поверхности. Крутиться пропеллеры будут в противоположных направлениях, что поможет беспилотнику компенсировать реактивный момент винта — силу, которая стремится накренить или развернуть летательный аппарат. Также предложенная конфигурация обеспечит устойчивый полет стратосферного самолета в разреженной воздушной среде.

Силовая установка
Фото: предоставлено Николасом Оксманом

Лопасти винтов сконструированы по принципу двигателя изменяемого шага. Он заключается в возможности управления углом наклона лопастей. В результате бортовой компьютер может автоматически регулировать шаг винта, адаптируя работу двигателей под условия полета. Такой механизм повышает эффективность винтомоторной группы. Помимо этого лопасти и другие конструктивные компоненты пропеллера будут оснащены модулями обогрева, что исключит их обледенение.

— Псевдоспутник сможет нести полезную нагрузку до 40 кг. В частности, в его передней части разместится оптический модуль с поворотной платформой, предназначенный для установки устройств для наблюдения и дистанционного зондирования земли, например камер, спектрометров, дальномеров и тому подобных инструментов. Во внутреннем отсеке в корпусе беспилотника можно поместить различное телекоммуникационное оборудование в зависимости от миссии аппарата, — объяснил Николас Оксман.

К примеру, с помощью псевдоспутников можно решать задачи оперативного развертывания временных сетей связи и интернета в зонах стихийных бедствий или в местах проведения спасательных операций. Также аппараты помогут эффективно раздавать интернет вещей на объектах, удаленных от центральной инфраструктуры, таких как вахтовые рабочие поселки или полевые научные экспедиции.

Телекоммуникационное оборудование
Фото: предоставлено Николасом Оксманом

Еще одна важная сфера, где будут полезны стратосферные самолеты, — обеспечение связи и управления для производств без участия человека, например машин, которые смогут самостоятельно обрабатывать сельскохозяйственные угодья или добывать полезные ископаемые в карьерах.

В настоящий момент, уточнил Николас Оксман, инженеры приступили к созданию двух стратосферных самолетов — демонстраторов технологий. Они будут изготовлены в масштабе 1:5. Предполагается, что опытная эксплуатация изделий стартует в конце 2025–начале 2026 года. Эти экземпляры помогут проверить заложенные в проект характеристики и внести возможные изменения в конструкции, поле чего в серию будут запущены полноразмерные аппараты.

Какие задачи смогут выполнять стратосферные самолеты

— Актуальным направлением для стратосферных БЛА может стать дистанционное зондирование Земли. В частности, размещение на борту мультиспектрального и радиолокационного съемочного оборудования позволит в оперативном режиме отслеживать лесные пожары, выявлять очаги подземных торфяных горений, мониторить состояние льдов и миграцию косяков рыб в Арктике, а также множество других разнообразных задач, — прокомментировал разработку руководитель научно-учебной лаборатории информационной поддержки космического мониторинга Института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета Руслан Брежнев.

При этом, по мнению ученого, при внедрении такого рода аппаратов проблемы видятся в отсутствии подготовленных кадров для эксплуатации, наземного обслуживания и управления ими. Кроме того, возникнут трудности в связи с необходимостью совместного с пилотируемой авиацией использования взлетно-посадочных полос в аэродромах. Также из-за большой забюрократизированности отрасли будет непросто получить разрешение для осуществления полетов.

Фото: предоставлено Николасом Оксманом

— В прошлом десятилетии разнообразные стратосферные проекты для обеспечения интернет-доступа и других задач прорабатывали ведущие мировые технологические гиганты, такие как Google (аэростаты Loon), Facebook* (дроны Aquila) (* принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией). Это было еще до эпохи Starlink, и на фоне бума интернет-сервисов компании искали возможные технологические решения, способные обеспечить спрос на широкополосный доступ на удаленных территориях. Все эти проекты, впрочем, были закрыты, прежде всего по экономическим причинам: ни один из них не нащупал эффективную бизнес-модель, — отметил советник генерального директора ГК «Геоскан» Андрей Ионин.

И сегодня, считает эксперт, вопрос развертывания таких систем лежит исключительно в плоскости экономической эффективности. Если проект, предложенный российским стартапом, найдет свою нишу, своего клиента, то он может получиться.