Адвокат рассказал, как работает схема мошенничества с инвестициями

Дьячков: мошенники завлекают жертв обещаниями дохода выше банковской ставки
Елена Балаян, Екатерина Лукашевич
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Часто мошенники, предлагающие жертвам инвестировать, завлекают обещаниями дохода выше банковской ставки. Поэтому важно проверять инвестиционную компанию, прежде чем доверять ей деньги, а также не нужно верить обещаниям и красивым картинкам, сказал «Известиям» партнер NOVATOR Legal Group Олег Дьячков.

Накануне сообщалось, что руководителей и служащих call-центров, обманувших десятки тысяч человек, задержали сотрудники правоохранительных органов. Об этом рассказали в Центре общественных связей ФСБ. Три московских офиса входили в международную сеть мошенников и были подконтрольны находящемуся в розыске главарю ОПГ «Химпром» Егору Буркину, заявили в ведомстве. Деньги похищались под видом инвестиционной деятельности.

«Для привлечения людей в подобные call-центры обычно работают группы, собирающие данные потенциальных жертв через «посадочные» страницы и рекламу, предлагающую высокие доходы (от 30 до 100% и больше в год). Чаще всего предлагают вложиться в недвижимость, загородные отели или иную инвестиционную деятельность», — отметил Дьячков.

По его словам, жертвы в надежде получить высокий доход оставляют свои контактные данные, после чего с ними связываются сотрудники call-центра, расписывают, как получают высокий доход от инвестиционной деятельности, например от сдачи в аренду недвижимости, отправляют потенциальным «клиентам» презентацию, снабжая ее красочными фотографиями. Всё это делается с целью склонить жертву к заключению договора инвестиционной деятельности с организацией или ИП.

«При взаимодействии с иностранными гражданами взаимодействие осуществляется чаще всего онлайн, и договор отправляется в электронном виде. Гражданам страны, россиянам, предлагают прийти в офис и уже на месте продолжают «обрабатывать», убеждая заключить договор. В результате жертвы переводят деньги на указанные счета, карты либо криптокошельки. Клиенты, не проверив, осуществляет ли данная компания инвестиционную деятельность, переводят свои денежные средства», — рассказал адвокат.

Он уточнил, что первые два-три месяца обещанные жертвам платежи поступают, после чего мошенники пропадают вместе с переданными им деньгами. Средства с криптокошельков злоумышленники выводят путем множественных трансакций через различные шлюзы, криптобиржи, P2P-обменники.

«Таким образом, схема проста: мошенники завлекают жертв обещаниями дохода выше банковской ставки и красивыми картинками. А поскольку орудуют преступники в России, а представленные на фотографиях активы находятся за границей, потенциальные инвесторы не могут приехать на объект, чтобы воочию убедиться в том, что он существует на самом деле. Важно проверять инвестиционную компанию, прежде чем доверять ей деньги, не верить обещаниям и красивым картинкам», — подчеркнул Дьячков.

Эксперт отметил, что возмещение причиненного ущерба потерпевшим возможно только после вынесения обвинительного приговора лицам, причастным к совершению данного преступления. В рамках уголовного судопроизводства потерпевшие заявляют гражданский иск, и уголовный суд выносит решение по этому иску о присуждении денежных средств в солидарном порядке со всех подсудимых.

«По сути, будет только решение суда, никакие денежные средства с подсудимых не взыскиваются, так как обычно у них ничего нет: ни имущества, ни активов, на которые можно обратить взыскание. Поэтому, скорее всего, денежные средства будут потеряны безвозвратно. Обычно мошенникам грозит наказание по п. 4 ст. 159 УК РФ — может, 6–7 лет лишения свободы, при дополнительной квалификации преступления по ст. 210 УК РФ срок лишения свободы может составить 10–12 лет», — заключил Дьячков.

Ранее, 17 ноября, руководитель проектов координационного центра доменов .RU/.РФ Евгений Панков рассказал «Известиям», что наблюдается устойчивый рост фишинговых атак, проводимых через мессенджеры, особенно Telegram и WhatsApp (принадлежит Meta, деятельность которой запрещена в РФ). По его словам, за 10 месяцев этого года в Рунете было заблокировано 2374 домена, имитирующих Telegram, что в 2,2 раза выше аналогичного периода прошлого года. По второму мессенджеру число заблокированных доменов выросло более чем в пять раз — с 205 до 1036.