Оружейный спад: Италия может изменить позицию по поддержке Украины

Рим ждет прихода новой администрации Трампа, а оппозиция уже выступает против помощи Киеву
Кирилл Фенин
Фото: REUTERS/UKRAINIAN ARMED FORCES

Итальянская оппозиционная партия «Движение пяти звезд» будет бороться против поставок оружия на Украину, сообщил «Известиям» источник в этой политической силе. Тем временем правительство Джорджи Мелони задерживает подготовку нового пакета помощи Украине в ожидании вступления в должность президента США Дональда Трампа. Италия может стать первой страной, которая сменит вектор внешней политики после возвращения республиканца в Белый дом. Итальянские поставки оружия Украине уже уступают по масштабам другим крупным странам ЕС, а Киеву запрещено использовать это вооружение для ударов по российской территории. Рим может сократить объемы поставок или совсем свернуть помощь Киеву в случае сигнала со стороны США.

Почему Италия запретила Украине наносить удары по России

«Поставки оружия или ракет дальнего радиуса действия представляют собой эскалацию и остаются наихудшим способом найти решение конфликта. «Движение пяти звезд» продолжит борьбу в Европейском парламенте за мир как на Украине, так и на Ближнем Востоке», ­­­­­­— заявил источник «Известий» во фракции «Движения пяти звезд» (вторая крупнейшая оппозиционная партия в Италии) в Европейском парламенте.

По его словам, мирное решение — единственный реальный вариант для разрешения ситуации. «Стенка на стенку» вредит прежде всего украинским гражданам, которые становятся жертвами конфликта, несущего смерть и разрушения, а также имеющего серьезные экономические последствия», — сказал собеседник.

После начала СВО действующее на тот момент правительство Италии во главе с Марио Драги вместе с другими западными странами начало поставлять оружие Украине. Против роста военных расходов выступила партия «Движение пяти звезд», что привело к распаду правительства и досрочным выборам.

На них «Пять звезд» потерпели поражение, а к власти пришла коалиция правых партий под руководством Джорджи Мелони из «Братьев Италии». Декан факультета управления и политики МГИМО Генри Сардарян отмечает, что избиратели правых положительно относились к России, в отличие тех, кто поддерживает левые силы. Но «Братья Италии» после того, как попали во власть, отказались от своих многих предвыборных обещаний.

Новый премьер полностью поддержала поставки оружия Киеву, параллельно заявляя о готовности выступить «гарантом мира на Украине». В МИД РФ тогда отвергли посреднические усилия Рима, так как Италия «помогает киевскому режиму и занимает агрессивную антироссийскую позицию».

Всего Рим направил Украине девять пакетов помощи на общую сумму в €2,2 млрд, пишет газета Il Foglio. По словам министра обороны республики Гуидо Крозетто, объем итальянской военной поддержки Украине из европейских стран уступает только немецкой и британской. Конкретное содержание поставок засекречено, но в СМИ появлялась информация о передаче систем ПВО SAMP/T и ракет Storm Shadow англо-французского производства.

Однако итальянские власти серьезно ограничили киевские власти в использовании вооружений. В отличие от Великобритании и США, Рим запретил Киеву наносить удары по российской территории переданными ракетами. На фоне заявлений президента Франции Эммануэля Макрона о возможности появления войск НАТО на Украине министр иностранных дел Италии Антонио Таяни заявил, что его страна не отправит своих солдат.

Относительная умеренность итальянской позиции может быть обусловлена общественным мнением.

— Реалии таковы, что итальянское население еще до выборов, на которых одержала победу Джорджа Мелони, было настроено наиболее скептически из практических всех стран ЕС по отношению к конфликту на Украине и исходило из того, что надо идти на любые уступки, разделить это государство, сделать все что угодно, лишь бы остановить конфликт с РФ, — говорит профессор МГИМО Генри Сардарян.

Доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Елена Маслова отмечает, что вопрос помощи Украине раскалывает Италию на две части. «Половина населения выступает против поставок оружия, выражая максималистский пацифизм (из-за исторического прошлого, связанного со Второй мировой войной. — Ред.). Другая часть поддерживает поставки вооружений, но исключительно в целях обороны. Есть и накопившаяся усталость, итальянцы традиционно не вовлекаются в вопросы внешней политики, такие темы их не особо интересуют», — продолжила эксперт.

Изменится ли позиция Италии с приходом Трампа

Действия правительства Мелони в отношении Украины во многом были обусловлены необходимостью следовать общему фарватеру западной политики. До своего прихода к власти нынешний премьер Италии относилась к РФ иначе: в своей автобиографии в 2021 году она написала, что Россия защищает европейские ценности и христианство, а в 2018 году поздравила Владимира Путина с переизбранием на пост президента.

Мелони удалось установить прагматичные отношения с действующей администрацией президента США Джо Байдена, но идеологически итальянский премьер ближе к республиканцу Дональду Трампу, который вступит в должность 20 января 2025 года. Избранный президент США и итальянский премьер уже встретились 7 декабря в Париже и, по словам Трампа, нашли общий язык.

После визита во Францию республиканец призвал к немедленным мирным переговорам по Украине и отметил, что объемы военной помощи со стороны США могут сократиться. Ранее итальянские СМИ сообщили: власти в Риме откладывают отправку новых вооружений, ожидая позиции будущей администрации Штатов.

По мнению Генри Сардаряна, правительство Италии и так не считается одним из лидеров по поддержке Украины среди европейских стран ввиду достаточно ограниченных возможностей ВПК, а также позиции руководства этого государства.

— Все познается в сравнении, но разница очень большая с той же Францией, Германией или Великобританией. С избранием Трампа и той риторикой, которая сопровождала его избирательную кампанию я думаю, что нынешнее правительство получит хороший повод, чтобы перефокусировать внимание населения, — отметил профессор МГИМО.

В целом Италия может оказаться первой страной, которая начнет менять свою внешнюю политику после возвращения Трампа в Белый дом. Кроме того, нельзя забывать, что среди стран ЕС и НАТО уже сейчас есть государства, которые не придерживаются жесткой антироссийской линии.

Идеологическим союзником Трампа и Мелони выступает премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, который поддерживает активные контакты с Россией и выступает против милитаризации Украины. В частности, 11 декабря он провел телефонный разговор с Владимиром Путиным, «выразив заинтересованность в содействии совместному поиску путей дипломатического разрешения украинского кризиса». Венгрия также предложила Украине установить на Рождество режим прекращения огня и провести обмен военнопленными, но Зеленский отверг эту инициативу, заявил Орбан.

Против поставок вооружения Украине и за разрешение кризиса дипломатическим путем также выступает Словакия. Премьер-министра Роберта Фицо в этом контексте можно считать частью «антивоенного западного клуба». К слову, Виктор Орбан, который за последние несколько дней пообщался не только с Владимиром Путиным, но и с Дональдом Трампом, в четверг встретится в Анкаре с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом, сообщил представитель премьера Венгрии. Известно, что Турция — одна из стран НАТО, которая с момента начала СВО на официальном уровне призывала к урегулированию конфликта. Более того, в 2022-м в Стамбуле прошла серия переговоров между российской и украинской сторонами, которые почти завершились заключением соглашения. Однако Киев в итоге отказался подписывать документ.

Итальянский политолог Марк Бернардини не исключает, что Джорджа Мелони прекратит поддержку Киева или как минимум серьезно ее снизит в следующем году. «Можно сказать одно, а завтра заявить прямо противоположное, никто на это не обратит внимание. Достаточно вспомнить, что в 2014 году она, будучи в оппозиции, называла Крым российским», — сказал он «Известиям».

Елена Маслова подчеркивает, что атлантизм и европеизм — две главные константы итальянской политики, но при этом Рим всегда учитывает позицию США и во многом зависим от взглядов американской администрации. «Но я бы не сказала, что вся Европа будет по указке Трампа делать что-то определенное, поскольку сейчас разворачивается процесс по развитию общей оборонной политики ЕС. В то же время Италию считают слабым звеном, потому что ее население выступает за скорейшее завершение конфликта, а не за победу Украины», — резюмировала Елена Маслова.