Чинить с препятствием: ремонт авто в 2024-м обходится на четверть дороже

Чаще всего заказывают замену расходников, установку защиты двигателя и обслуживание тормозной системы
Сергей Настевич
Фото: ИЗВЕСТИЯ

Нынешней осенью средний чек на обслуживание и ремонт автомобилей вырос на 16–26% год к году, сообщили «Известиям» игроки рынка. Траты увеличились из-за подорожания новых авто — владельцы машин теперь меняют их реже, предпочитая чинить те, на которых ездят. В результате выросли сроки эксплуатации автомобилей одним владельцем — примерно до семи лет, отмечают эксперты. Больше всего водители тратили в сентябре, хотя в прошлом году основные расходы были еще и в ноябре. Автомобилисты явно стали готовить машины к зимнему сезону заблаговременно, считают аналитики. О том, за каким ремонтом чаще всего обращались этой осенью на станции техобслуживания, — в материале «Известий».

Как вырос средний чек на обслуживание автомобилей

Средний чек за обслуживание и ремонт автомобилей в сентябре–ноябре 2024 года составил 10 588 рублей, что на 26% выше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщили «Известиям» в сети автосервисов Fit Service (объединяет более чем 300 СТО).

По данным представителей компании, на повышение среднего чека повлияло несколько факторов: в частности, общее подорожание работ, а также явное изменение подхода автомобилистов к уходу за машиной.

— Сегодня автовладельцы более тщательно ухаживают за своими автомобилями, заблаговременно готовятся к смене сезона, вкладывают средства в сохранение и продление жизни автомобилей, — рассказала директор сети Татьяна Овчинникова. — Об этом говорит увеличение нормо-часов на одного клиента, рост числа запчастей в каждом чеке. Ремонты становятся более сложными и трудоемкими, они требуют больше различных запчастей и услуг.

Новые автомобили сегодня стали менее доступны из-за узкого ассортимента и не слишком доступного автокредитования, полагает эксперт. В итоге автовладельцы всё более заинтересованы в сохранности нынешних машин.

— Если раньше водители думали: «Поезжу на старом масле чуть дольше, всё равно машину скоро продавать», то сегодня автомобили берегут, — констатировала Татьяна Овчинникова. — Регламентные работы многие стараются выполнять вовремя или даже заблаговременно. Сроки эксплуатации автомобиля в России выросли, пробеги снизились. Всё это говорит об изменении поведения автовладельцев.

Этой осенью сервисы фиксировали наибольшие чеки в сентябре (около 11,2 тыс. рублей), после тратили меньше. А в прошлом году было два основных таких пика — в сентябре и ноябре (в среднем около 8,5 тыс. рублей). Динамика может быть связана с желанием большинства автовладельцев заблаговременно подготовить автомобиль к холодам, считают эксперты.

По данным Союза автосервисов, средний чек осенью 2024 года стал на 16% больше, чем за аналогичный период 2023-го. Он вырос из-за увеличения цены аренды, роста оплаты труда, накладных затрат, например, на электроэнергию.

Какие услуги пользуются наибольшим спросом

Одной из самых востребованных услуг остается замена расходников, то есть стандартное техническое обслуживание, ремонт подвески и диагностика систем автомобиля. Число обращений по этим поводам на станции Fit Service увеличилось на 2–10%. А наибольший рост спроса показали услуги по снятию и установке защиты двигателя (+56%), поиску неисправности в электрооборудовании (+31%), обслуживанию направляющих передних суппортов (+36%), поиску утечек масла и других технических жидкостей в двигателе (+20%).

Современные автомобили становятся технологичнее, оснащаются всё более сложными электронными системами и гибридными технологиями, поэтому их обслуживание требует всё более высокой квалификации работников и дорогостоящих компонентов, отметила автоэксперт Юлия Милославская.

— Увеличение количества автомобилей создает нагрузку на сервисные центры, ведет к дефициту специалистов и конкуренции на рынке труда за них, что также увеличивает стоимость среднего чека, — полагает она.

Динамика специфических услуг год к году намного выше, чем у самых популярных, рассказала Татьяна Овчинникова. Общее число оказанных услуг за три осенних месяца 2024 года оказалось на 19% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На рост среднего чека влияет и тенденция увеличения интереса к подержанным автомобилям. Такие машины имеют больший износ — это увеличивает потребность в ремонте, техническом обслуживании и регулярной замене запчастей, пояснила Юлия Милославская.

Почему подержанные машины покупают чаще

Увеличение расходов на жизнь и экономическая неопределенность заставляют людей внимательнее выбирать средство передвижения, что делает подержанные автомобили привлекательнее — из-за их доступности, считают эксперты.

— Достать запчасти для привычных нам иномарок иногда проще, чем для новых китайских машин, — рассказал автоэксперт Иван Волин.

Эксперты называют покупку автомобиля на «вторичке» экономически целесообразным решением, потому что новый автомобиль теряет около 20–30% от изначальной стоимости уже после непродолжительной эксплуатации.

— Сроки эксплуатации автомобилей увеличиваются благодаря улучшению качества производства, но многое зависит еще и от обслуживания машины, — сказала Юлия Милославская. — Некоторые модели способны проехать большой километраж без крупных ремонтов, но для этого владельцам необходимо регулярно следить за техническим состоянием и заменой расходных материалов.

Люди чаще стали оценивать риски при покупке автомобилей — как новых, так и с пробегом, считает Иван Волин. Это происходит из-за того, что раньше люди часто покупали машину на время гарантийного срока (обычно это 3–5 лет), а сейчас всё чаще продолжают пользоваться ею и после его истечения. В результате срок эксплуатации одним владельцем достигает в среднем семи лет.

— Те люди, у кого автомобиль сейчас есть, максимально оценивают риски и возможности дальнейшей эксплуатации, — считает он. — Некоторые покупают двигатели и оставляют их на случай чрезвычайной поломки. В столице так делают редко, а в регионах это происходит чаще.

Чтобы продлить срок службы автомобиля, эксперты советуют проводить регулярную диагностику электроники, тормозной системы, подвески и трансмиссии.