Около трети крупных блогеров-десятитысячников получили отказ в регистрации своих ресурсов через портал «Госуслуги». Всего было подано более 41 тыс. заявлений. При этом, по оценкам экспертов, блогосфера насчитывает сотни тысяч аккаунтов, авторы которых должны верифицировать страницы. В Роскомнадзоре назвали основные причины отказов, а в Минцифры дали рекомендации по правильному оформлению заявок. Эксперты сошлись во мнении, что блогосфера не торопится регистрироваться, а большинство отказов произошло из-за низкой цифровой грамотности.
Реестр блогеров РКН
Владельцы каналов и страниц в социальных сетях с 1 ноября подали через «Госуслуги» более 41 тыс. заявлений о регистрации, сообщили «Известиям» в Роскомнадзоре (РКН). По состоянию на 3 декабря свыше 22 тыс. из них были внесены в перечень РКН.При этом 13 тыс. уже получили отказ в официальной регистрации. В ведомстве назвали три основные причины: пользователи забывали разместить на персональной странице номер, который присваивался им после подачи заявки, указывали некорректную ссылку на страницу, которую необходимо внести в реестр, а также неправильно писали наименование страницы.
С 1 ноября все владельцы страниц в соцсетях и каналов в мессенджерах с аудиторией более 10 тыс. человек обязаны сообщать данные о себе в Роскомнадзор, напомнил юрист Глеб Степанов. Он отметил, что после идентификации каналы и страницы будут включать в специальный перечень. Подать заявку могут физические, юридические лица, ИП, граждане России и иностранцы с подтвержденной учетной записью.
— Признанные иноагентами блогеры не могут попасть в реестр социальных сетей РКН до утраты статуса иностранного агента. Для таких людей процедура иная: они должны прекратить получать средства из иностранных источников или отказаться от политической деятельности, подать заявление и документы, подтверждающие отсутствие деятельности иноагента. После этого Минюст проводит проверку и принимает соответствующее решение. Лишь потом можно претендовать на включение в реестр социальных сетей, — отметил юрист.
По оценкам экспертов, сейчас в РФ сотни тысяч аккаунтов, которые попадают под требования РКН, но точной цифры у представителей рынка нет. Ассоциация профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров (АПССМ) отметила, что только в одной из соцсетей еще в 2022 году было порядка 300 тыс. таких аккаунтов.
Эксперт блогерского сообщества FSC оценил общее количество таких авторов в миллион, из них на YouTube приходится порядка половины, а остальная часть — на другие крупные площадки типа Telegram и TikTok. При этом в Ассоциации блогеров и агентств (АБА) полагают, что процесс измерения количества таких специалистов проблематичен, а попытки оценить их будут выглядеть как «вилами по воде».
«Известия» запросили у РКН официальные данные о количестве десятитысячников в РФ, там порекомендовали обратиться за этой информацией к администраторам или владельцам соцсетей.
Всего же в реестре социальных сетей РКН присутствуют 15 ресурсов: «ВКонтакте», «Одноклассники», Twitter, TikTok, Likee, YouTube, Telegram, LiveJournal, Пикабу, Pinterest, Дзен, RuTube, Twitch, Discord и Yappy. Исходя из этого, в России могут быть сотни тысяч блогеров, необходимых для внесения в реестр, полагает руководитель АППССМ Владимир Зыков.
— В настоящее время в Кодексе РФ об административных правонарушениях отсутствует специальная статья, предусматривающая ответственность блогеров за неисполнение обязанности по регистрации в РКН. Однако за размещение рекламы без соответствующей регистрации могут применяться санкции по ст. 14.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства о рекламе»). Она предусматривает штрафы для граждан от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей и от 100 тыс. до 500 тыс. рублей для юридических лиц, — уточнил эксперт.
Справка «Известий»С 1 ноября 2024 года владельцы страниц в соцсетях, аудитория которых больше 10 тыс. пользователей, должны будут сообщать в Роскомнадзор (РКН) сведения о себе. Речь идет в том числе о владельцах публичных каналов в мессенджерах. Собственники аккаунтов, сведения о которых не включены в перечень, с 1 января 2025 года не смогут размещать в них рекламу и предложения по финансированию. Кроме того, информацию из таких публичных каналов будет запрещено репостить.
Как работает процедура регистрации
Анкета на портале «Госуслуги» простая, но есть блогеры, которые либо халатно относятся к заполнению, либо невнимательно проходят процедуру и допускают ошибки, считает Владимир Зыков. Они рассчитывают на то, что никто не узнает, сколько на самом деле у них администраторов или подписчиков, полагает он.
При этом за размещение рекламы с 1 января 2025 года инфлюенсеры, которые не входят в перечень РКН, будут получать не только штрафы, но и ограничение доступа к странице, рассказал стример и участник блогерского объединения FSC Роман Дорогавцев. Он отметил, что медиаперсоны, давно работающие в этой сфере, умеют обращаться с документацией и у 90% уже открыто ИП. Достаточно вести группу, не нарушая законов, в том числе закон о рекламе. В этом случае проблем с РКН не возникнет, добавил он.
— На первую мою заявку пришел отказ. Без объяснения причин. Проверил адрес повторно, добавил администраторов, и через некоторое время страницу одобрили. Полагаю, что проверяли на уникальный контент, оформление, отношение к тематике, наличие рекламы и то, как она проводится. По этим причинам могли быть массовые отказы в сообществах, на которые жаловались в соцсетях. В целом блогеры заняли выжидательную позицию и как будто не слишком спешат подавать заявки, — резюмировал эксперт.
С тем, что процедура регистрации не вызывает сложностей, согласен и управляющий партнер агентства цифровых коммуникаций Heads'made Ярослав Мешалкин.
— Сложности могут возникнуть из-за непонимания авторами, где указывать номер заявки. Когда я регистрировал свой канал, то указал на всякий случай и в описании, и в закрепленном сообщении. Всё прошло успешно. Советую внимательно изучать рекомендации по подаче заявки, которые публиковало Минцифры, если им следовать, то вероятность отказа минимальна, — отметил он.
На что жалуются блогеры
Блогерам, не состоящим в реестре, нельзя просить донаты, и размещать рекламу на страницах без верификации и нельзя распространять посты со страниц не из реестра, напомнил Глеб Степанов. При этом некоторые блогеры столкнулись с проблемой отсутствия обратной связи при регистрации, отметил Владимир Зыков.
— Получил отказ на все три личных страницы с формулировкой «Отказано в предоставлении услуги». При этом страничку в Telegram нашего Георгиевского храма, которую я также подавал на включение в реестр, приняли без каких-либо проблем. Печалит то, что пришел сухой ответ без подробностей, и даже непонятно, что именно надо исправить, — отметил инфлюенсер Павел Островский.
Профессор ВШЭ и автор Telegram-канала «Политджойстик» Марат Баширов сообщил, что подал заявку 12 ноября, и по прошествии десяти отведенных дней ему так и не ответили. Его внесли в реестр 5 декабря, добавил он.
Существуют и другие причины для отказа. Например, аудитория канала менее 10 тыс. подписчиков, то есть на момент направления заявки в канале есть 10 тыс. подписчиков, а на момент проверки канала их количество уменьшилось, и тогда в регистрации откажут, рассказал старший юрист консультационного центра АБА Валерия Минина.
— По нашим оценкам, в процедуре регистрации должны принять участие 90% рынка блогеров в РФ. Более точную цифру дать не получится, — сказала она.
Минцифры России подготовило ответы на вопросы, часто возникающие у владельцев каналов и страниц. Они помогут избежать ошибок при регистрации.