Правительство Южной Кореи проголосовало за отмену военного положения, которое президент страны ввел 3 декабря. Парламент до этого также не поддержал решение Юн Сок Ёля об установлении такого правового режима в республике. Глава государства его объявил из-за «попытки госпереворота» и якобы связей оппозиции с КНДР. Но против такого шага проголосовало 190 парламентариев. Лидер оппозиции Ли Чжэ Мён объявил Юн Сок Ёля нелегитимным. СМИ распространяют информацию о предстоящем аресте президента и объявлении импичмента. Сообщается, что военные покинули парламент, у которого сконцентрировалось значительное количество протестующих. С чем связаны внезапные действия главы Республики Корея и как могут дальше разворачиваться события — в материале «Известий».
Военное положение в Южной Корее
Вечером 3 декабря в Южной Корее резко обострилась политическая ситуация. Президент страны Юн Сок Ёль объявил военное положение. Командование заявило, что его введение вызвано необходимостью борьбы с антигосударственными силами.
«Следующие положения вводятся на всей территории Республики Корея с 23:00 (17:00 мск) 3 декабря 2024 года для защиты либеральной демократии от угрозы смены режима в Республике Корея антигосударственными силами, ведущими тайную агитацию внутри свободной Республики Корея», — говорится в указе № 1, который подписан генералом армии сухопутных войск Республики Корея Пак Ан Су.
Сразу же после введения военного положения на улицах столицы появилось очень много военной техники. В соцсетях есть кадры, как спецназ проникал в здание парламента через окна. Однако силовики в итоге не препятствовали голосованию депутатов. Хотя сообщалось, что работа парламента и политических партий приостановлена из-за военного положения. Под контроль исполнительной власти также взяли все средства массовой информации.
И всё же 190 депутатов из 300 проголосовали за его отмену. Спикер парламента У Вон Сик выразил несогласие с принятым главой государства решением, а лидер оппозиции Ли Чжэ Мён объявил президента нелегитимным и призвал граждан выходить на протесты к зданию законодателей.
К слову, именно Ли Чжэ Мён возглавляет Демократическую партию, которая имеет большинство в южнокорейском парламенте. По его словам, неконституционное военное положение в принципе не должно соблюдаться. Согласно 77-й статье Основного закона страны, его действительно можно считать неправомерным, так как его допустимо вводить при следующих условиях: угроза внутренней безопасности, связанная с крупномасштабными беспорядками, которые правительство не может подавить обычными методами; страна подверглась нападению или есть непосредственная угроза начала войны; в случае террористических актов, саботажа и природных катастроф, угрожающих национальной безопасности или общественному порядку. Более того, оно должно быть одобрено национальным собранием, то есть парламентом.
Представители армии, которые в итоге всё же покинули здание Национальной ассамблеи, заявили, что военное положение остается в силе, пока президент официально не отменит его. Юн Сок Ёль уже ночью заявил, что отзовет военное положение на заседании правительства. СМИ тем временем распространяют информацию о скором аресте главы государства и объявлении ему импичмента. Глава оппозиционной партии «Возродим Корею» Чо Гук сказал, что неподчинение президента Южной Кореи решению парламента об отмене военного положения будет считаться преступлением.
— Это обострение внутриполитической борьбы в Южной Корее. У президента Юна шаткие позиции, очень низкий рейтинг, уже давно по всей стране идут петиции с призывом уйти в отставку. Даже его партия железобетонно Ёля не поддерживает, во всяком случае, ее председатель «Сила народа» Хан Дон Хун назвал ошибкой сегодняшнее решение о введении военного положения, — рассказал «Известиям» заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов.
Эксперт добавил, что парламентское большинство на стороне оппозиционных партий и они в том числе проводят расследование коррупционных дел, связанных с Ёлем, членами его семьи.
— Всё это подводит к угрозе импичмента, и это почувствовал президент и решил пойти на такой крайний шаг, — отметил Александр Воронцов.
У парламента на фоне политического кризиса скопилось огромное количество граждан, которые пришли протестовать из-за инициативы президента. Люди начали прибывать к Национальной ассамблее сразу же после установления главой государства военного положения, сообщил «Известиям» житель Сеула Вячеслав.
— Все уже идут к парламенту, кричат, чтобы сняли это военное положение. Это решение антиконституционно и неправомерно. Он его принял, чтобы спасти свою шкуру, ему же грозит импичмент. Я еще утром понял, что ожидается что-то неладное. Оппозиция, по всей видимости, хотела сегодня проголосовать за импичмент, а президент их опередил, — отметил Вячеслав.
Тем не менее не во всех частях столицы наблюдались волнения.
— Всё спокойно пока. Большинство людей здесь не интересуются новостями. Люди сидят, выпивают, закусывают, паники нет, всё нормально. В Корее такие вещи происходят мягко и цивилизованно. Довольно-таки законопослушная страна, которая не допускает серьезных беспорядков, — рассказала «Известиям» россиянка Светлана, которая сейчас находится в Сеуле.
В Кремле называют ситуацию в Южной Корее тревожной и внимательно за ней наблюдают, прокомментировал события пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Посольство РФ в Республике Корея, к слову, незамедлительно отреагировало на случившееся и призвало россиян, находящихся в стране, сохранять спокойствие и воздерживаться от участия в массовых мероприятиях политической направленности.
Как политический кризис в Южной Корее связан с КНДР
Под утро командование военным положением в Южной Корее было расформировано, военнослужащие, привлеченные к обеспечению режима, вернулись в места постоянной дислокации, сообщило агентство Ренхап. Южнокорейский президент заявил, что военное положение было обусловлено попыткой государственного переворота, планируемым импичментом и просеверокорейскими настроениями среди части оппозиции.
— Я объявляю чрезвычайное военное положение для защиты Республики Корея от угрозы северокорейских коммунистических сил, для сокрушения беспринципных антигосударственных сил КНДР, ворующих свободу и счастье нашего народа, и для сохранения свободного конституционного строя, — отметил Юн Сок Ёль в своем видеообращении.
По данным местного издания Ренхап, президент Южной Кореи ночью провел экстренное совещание, после чего и заявил об угрозе паралича власти из-за попыток проведения против него процедуры импичмента. Однако не совсем понятно, что имел в виду президент, когда говорил о просеверокорейских настроениях. Примечательно и то, что южнокорейская действующая оппозиция не была замечена в продвижении северокорейских нарративов, поэтому некоторые эксперты не рассматривают внешнеполитический фактор в качестве основного триггера для подобного решения главы государства.
— Начавшийся военный переворот в Южной Корее вызван исключительно внутренними, а не внешними факторами, как это пытаются представить сам президент и его окружение. Россия и Китай, как известно, на Южную Корею нападать не собираются, с Северной Кореей у нас оборонительный договор, а не наступательный. Те аргументы, которые сейчас приводит президент этой страны в свое оправдание, — это буквальное повторение тех оправданий таких же решений, которые принимали военные диктаторы Южной Кореи десятки лет: угроза Севера, коммунистическая угроза и так далее, — говорит «Известиям» ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований ИКСА РАН Александр Жебин.
По его мнению, политика Юн Сок Ёля не соответствует интересам ни государства, ни населения. При этом с точки зрения внешней политики Сеул целиком зависит от США и делает всё, что угодно Вашингтону.
— Такое скатывание полностью в американский лагерь скажется очень отрицательно на Южной Корее, но главная причина в том, что президент, который победил на выборах с минимальным за всю историю страны большинством, вообще не умеет работать с другими политическими силами, не учитывает их интересы, не способен находить компромиссы, отсюда больше 20 голосований в парламенте по импичменту различных чиновников, которых он назначал, — рассказал специалист.
В Южной Корее на протяжении последнего времени росло число граждан, выступающих за импичмент Юн Сок Ёлю. В июле СМИ, к примеру, писали, что более 800 тыс. южнокорейцев подписали онлайн-петицию с призывом к депутатам парламента внести законопроект об отстранении президента за его «непригодность к работе». Главу государства обвиняли в коррупции, разжигании угрозы войны с Северной Кореей. Кроме того, ему вменяли создание риска для здоровья нации из-за того, что он не остановил Японию в выпуске очищенной радиоактивной воды с разрушенной АЭС «Фукусима-1». Напомним, что супруга президента замешана в различных коррупционных скандалах: речь идет, в частности, о дорогих подарках, которые она якобы получала от различных деятелей. Личный рейтинг президента колеблется в районе 20%. Запутавшись во всех противоречиях, Юн, видимо, решил идти ва-банк, отмечает Александр Жебин.
Стоит отметить, что напряжение на Корейском полуострове усилилось как раз после прихода действующего главы государства к власти в 2022 году. Пхеньян существенно увеличил количество ракетных пусков и испытаний новейших вооружений, а Сеул нарастил число совместных учений с США и их союзниками. В итоге Южная Корея сначала частично, а затем и полностью приостановила действие двустороннего соглашения, которое Север и Юг заключили еще в 2018 году для снижения напряженности на границе. В ответ Пхеньян заявил, что больше не считает себя связанным положениями «простого листка бумаги», и направил к демаркационной линии артиллерию и подкрепление.