По итогам октября Южная Корея импортировала российского алюминия на $96,5 млн. Как увеличение экспорта алюминия в Южную Корею отразится на российском металлургическом рынке, разбирались «Известия».
Откуда спрос
Всего с января по конец октября объем поставок в денежном выражении составил $700,5 млн. Это почти столько же, сколько за весь прошлый год ($700,6 млн). С 2016 по 2023 год ежегодные объемы продаж не превышали $450 млн. При этом Россия — третий по важности экспортер алюминия в Южную Корею после Китая ($1,5 млрд) и Австралии ($980 млн). Далее следуют США ($664 млн).
По данным российской Алюминиевой ассоциации, доля металла РФ в структуре импорта алюминия в Южную Корею превысила 20%, увеличившись с 8% в 2021 году.
Южная Корея импортирует российский алюминий в необработанном виде из-за размещения на территории крупных производственных мощностей по изготовлению алюминиевых листов, сообщил «Известиям» эксперт Центра Россия – ОЭСР Президентской академии Гасан Рамазанов. Так, по данным Statista, в 2023 году в Южной Корее было произведено более 1 млн метрических тонн алюминиевых листов.
— Основные потребители алюминия в Корее — электронная промышленность и автомобилестроение. Усиление спроса на алюминий из России со стороны третьих стран, включая Южную Корею, оказывает положительное влияние на российское производство данного металла, — отметил Рамазанов.
Южная Корея поставляет на мировой рынок чуть менее половины всех новых судов, и алюминий (и самостоятельно, и в составе сплавов) необходим отрасли, считает руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова.
А по замечанию директора группы корпоративных рейтингов АКРА Ильи Макарова, алюминий востребован в Южной Корее в том числе для изготовления алюминиевой тары (один из самых экологичных видов упаковки), производства самолетов и строительных конструкций.
Российский алюминий — это прежде всего продукт с низким углеродным следом, утверждает председатель Алюминиевой ассоциации Ирина Казовская. «Таким образом, российская продукция помогает экспортоориентированной Южной Корее поддерживать конкурентоспособность своих продуктов на мировом рынке, в частности на европейском», — говорит эксперт.
В пользу диверсификации
В течение 2024 года цены на алюминий на мировых биржах колеблются значительно. Ценовые пики пришлись на апрель и июнь. Значительные ценовые просадки были в феврале и марте, затем — в августе и начале сентября. С октября цены удерживаются на стабильных уровнях в районе $2,6 тыс. за тонну (осенью прошлого года — $2,2 тыс.). А с начала года, по данным Sber CIB, общий рост цен на алюминий составил 6% (похожую динамику показала медь — +10%).
Таким образом, в отсутствие резких перепадов торговать алюминием вновь стало выгодно, и российские компании ищут рынки сбыта. Эти поиски объясняются не только желанием диверсифицировать бизнес, полагает управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.
— Стабильный доход от внешнеэкономической деятельности обезопасит компании от падения доходности вследствие ужесточения налогообложения в 2025 году, а отсутствие санкций способствует продажам, — считает эксперт.
С 2025 года российских металлургов ждут дополнительные налоговые издержки. Так, компании на общей системе налогообложения начнут платить не 20%, а 25% налога на прибыль. При этом рост ставок НДПИ практически не затронет алюминиевую промышленность, так как НДПИ повышены для железной руды, золота, алмазов, угля и т.д. Следовательно, растущие налоговые издержки можно охарактеризовать как умеренные. По данным аналитиков Sber CIB, чистая прибыль за счет этих расходов снизится всего на 7%.
Преодолевая трудности
Алюминиевая промышленность после 2022 года прошла сложный этап переориентации производства в том, что касается сырья. В частности, остановилось производство глинозема на собственных заводах компании в Николаеве (территория Украины) и в Австралии (откуда поставлялось 9% всего глинозема), а американская Alcoa прекратила поставки глинозема и бокситов.
Россия увеличила объем закупок сырья из Китая, Индии и Казахстана, а также объявила о вложении 400 млрд рублей в строительство нового глиноземного производства в Ленинградской области.
— Резкий рост спроса спровоцировал подорожание глинозема, что увеличило издержки. Зависимость от импорта усугубилась в последние недели на фоне ослабления рубля до уровня выше 100 рублей за доллар (до средних 108 рублей) — таким образом рост прибыли был бы ниже ожидаемого. А увеличение экспорта призвано нивелировать эти риски и заработать дополнительно, — говорит она.
Ощутимая господдержка сектора
Долгое время продавать алюминий на внешние рынки было невыгодно. Вслед за снижением цен для американского и китайского алюминия подешевел и российский. Экспортные пошлины съедали часть прибыли, и российские металлурги переключились на обеспечение внутреннего рынка. Самыми активными потребителями алюминия стали машиностроительная и строительная отрасли.
При этом, как отмечает Ольга Орлова, отечественные металлурги устойчиво снабжают внутренний рынок, в том числе и в связи с высокими пошлинами на металлы из Китая (в частности, на оцинкованный прокат).
Крупнейший поставщик алюминия «Русал» по итогам первого полугодия 2024 года заявил об увеличении нормализованной прибыли до $620 млн по сравнению с 2023 годом ($527 млн за аналогичный период 2023 года).
Эксперт обратила внимание, что в 2025 году вступит в силу решение правительства об отмене экспортных пошлин. «Это сделает внешнюю торговлю интересной для российских компаний, а сами компании — привлекательными для инвесторов», — уверена Орлова.
Минпромторг не ответил на запрос «Известий» о природе и значении роста объемов внешней торговли алюминием.