Катар готов предоставить площадку для мирных переговоров между Россией и Украиной, если стороны выразят такое желание. Об этом «Известиям» заявил посол страны в Москве Ахмед бен Насер Аль Тани. По словам дипломата, вопрос посредничества в конфликтах с целью достижения мирного урегулирования стоит во главе приоритетов внешней политики Дохи. 27–28 ноября в посольстве Катара в Москве состоялась церемония воссоединения детей с родственниками на Украине. Доха намерена и дальше продолжать свою гуманитарную миссию, подчеркнул посол. В экспертном сообществе при этом отмечают, что, помимо Катара, на роль медиаторов в урегулировании конфликта активно претендуют Саудовская Аравия, ОАЭ и Оман.
Катар предоставит площадку для переговоров РФ и Украины
Катар играет ключевую роль в вопросе воссоединения семей, разлученных на фоне украинского конфликта. С его помощью к родным за последние два года вернулись более 100 детей. Последние церемонии воссоединения состоялись 27 и 28 ноября в посольстве Катара в Москве. Представители страны участвуют в переговорах с украинской стороной, сопровождают детей и родственников, а также несут транспортные и другие расходы.
Посол государства Катар в России Ахмед бен Насер Аль Тани сообщил «Известиям», что Доха намерена продолжать свою гуманитарную миссию.
— Мы всегда призываем к миру и к разрешению конфликтов и любых разногласий мирными, дипломатическими средствами. Безусловно, Катар уделяет особое внимание процессу воссоединения семей, так как это связано с обеспечением прав детей, — отметил дипломат.
При этом посреднические усилия Катара между РФ и Украиной могут выйти за рамки возвращения детей. Ахмед бен Насер Аль Тани подчеркнул, что Доха готова предоставить площадку для мирных переговоров между Москвой и Киевом.
— Вопрос посредничества в конфликтах с целью достижения мирного урегулирования между сторонами стоит во главе приоритетов внешней политики государства Катар. Поэтому мы готовы сыграть роль посредника и предоставить платформу для мирных переговоров между любыми конфликтующими сторонами, включая переговоры между Россией и Украиной, если стороны выразят такое желание, — заявил посол.
В октябре в западных СМИ появились сообщения, что Москва и Киев якобы вели секретные переговоры при посредничестве Катара о прекращении ударов по энергетической инфраструктуре друг друга. Впрочем, информация об этом так и не была подтверждена. Позже глава офиса президента Украины Андрей Ермак говорил, что Киев готов рассмотреть возможность заключения с РФ соглашения о прекращении ударов по объектам энергетической инфраструктуры, в частности, при посредничестве Катара. Однако какой-либо реакции (по крайней мере, публичной) на слова Ермака со стороны Дохи не последовало. Россия же ценит усилия Катара по выстраиванию диалога с Украиной.
— Катар занимает равноудаленную позицию по конфликту на Украине, выступая за скорейшее решение кризиса политико-дипломатическими методами. Катарские партнеры смотрят на ситуацию трезво и понимают, что урегулирование через нанесение России стратегического поражения, к чему стремится коллективный Запад, невозможно и, что главное, не в их интересах, — заявил ранее в одном из интервью посол РФ в Дохе Дмитрий Догадкин.
Дипломат подчеркнул, что Катар заинтересован в реальном многополярном мире и согласен с тем, что Запад должен учитывать справедливые озабоченности России в области безопасности.
Ряд экспертов полагает, что Катар в итоге вряд ли станет полноценным посредником в урегулировании украинского конфликта, хотя он вносит серьезный вклад в решение гуманитарных вопросов между сторонами конфликта.
— Несмотря на то, что отношения сейчас нормализованы и наши страны достаточно часто проводят те или иные мероприятия, укрепляют двусторонние отношения в различных аспектах, Катар всё равно считается одним из главных союзников США на Ближнем Востоке, — пояснил «Известиям» президент Центра ближневосточных исследований, руководитель Центра образования и сотрудничества ИВ РАН Мурад Садыгзаде. — Сегодня мы видим определенный поворот к диверсификации своих внешних связей как с Россией и Китаем, но в целом Катар всё еще воспринимается как страна, которая ближе к западной орбите.
Однако сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Дмитрий Поляков считает, что Катар «в теории мог бы на себя взять роль посредника». Но при этом, по его словам, нельзя забывать, что Доха активно занимается еще и разрешением войны в Газе.
Какие страны могли бы стать площадкой для переговоров
Сразу после начала СВО первой площадкой для переговоров стала Белоруссия — именно там в 2014–2015 годах были заключены первые и вторые Минские соглашения. Однако вскоре эстафета посредника перешла к Турции. Результатом переговоров делегаций России и Украины стали Стамбульские соглашения, которые были парафированы Киевом. Однако позже Киев отказался от диалога с Москвой, и даже был принят указ, запрещающий вести переговоры с российским руководством. Как признался глава украинской делегации, лидер фракции «Слуга народа» в Верховной раде Давид Арахамия, отказаться от контактов с РФ посоветовал занимавший тогда пост премьер-министра Великобритании Борис Джонсон.
— В 2022 году Турция пыталась играть роль медиатора, и под ее началом была заключена «Зерновая сделка». Однако сегодня влияние Анкары снизилось. На фоне этого возрастают значимость и влияние аравийских монархий. Например, ОАЭ постоянно прилагают усилия для согласования и проведения обмена пленными, что делает площадку для переговоров в Абу-Даби вполне реальной. Также потенциальной страной является Саудовская Аравия, — сказал «Известиям» Дмитрий Поляков.
В октябре президент России Владимир Путин назвал Саудовскую Аравию комфортной площадкой для переговоров по урегулированию на Украине. Однако он подчеркнул важность содержательной части мероприятия. К слову, Эр-Рияд готов к посреднической роли и имеет соответствующие наработки. Саудовская Аравия активно участвует в обменах пленными между Россией и Украиной и заключенными между Москвой и западными странами. Важную роль в обменах играют ОАЭ. Так, при содействии Абу-Даби в октябре были возвращены в РФ 95 российских военнослужащих. Взамен Киеву были переданы столько же украинских военных.
— Еще один возможный вариант — Оман, который доказал свою нейтральную позицию на деле. Тем более, что государство имеет в наличии отработанный инструментарий. Маскат много лет играет роль посредника в различных ближневосточных кризисах и конфликтах, — считает Дмитрий Поляков.
Стоит отметить, что Россия всегда поддерживала политико-дипломатический способ урегулирования украинского кризиса. При этом Запад продолжает повышать ставки в военном противостоянии с Россией: серьезным шагом к эскалации стало одобрение со стороны США, Великобритании и Франции использования дальнобойного оружия для ударов вглубь территории России. Ответом РФ послужил удар по военному заводу в Днепропетровске 21 ноября баллистической ракетой средней дальности «Орешник».
Выступая 28 ноября на заседании Совета ОДКБ в Астане, Владимир Путин указал на нелегитимность украинских властей — 20 мая завершился пятилетний президентский срок Владимира Зеленского. К слову, остается не ясно, когда власти Украины намерены провести новые выборы главы государства. «С юридической точки зрения, не имеют даже права отдавать приказы вооруженным силам, поскольку они узурпаторы власти», — добавил российский лидер. Тем не менее РФ готова к переговорам по Украине на тех условиях, которые были изложены в июне этого года на встрече с руководством МИД РФ, отметил российский лидер.
Тогда Владимир Путин сформулировал ряд условий запуска мирного процесса. Среди них — полный вывод украинских войск с территории ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей, причем в пределах их административных границ, которые существовали на момент их вхождения в Украину. Также Москва готова начать мирные переговоры с Киевом, если он официально объявит об отказе от стремления вступить в НАТО. В числе других условий — демилитаризация и денацификация Украины, признание Киевом новых регионов (включая Крым и Севастополь) частью России, а также отмена всех западных санкций.