Брюссель готов разморозить процесс вступления Грузии в ЕС, сообщили «Известиям» в Еврокомиссии. Однако для этого союз требует от правительства страны изменить политический курс, «противоречащий принципам и условиям членства в ЕС». Речь идет в первую очередь о законе об иноагентах и запрете пропаганды ЛГБТ (экстремистское движение, запрещено в России). Но пока ЕС выставляет условия, премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что его страна до 2028 года отказывается от переговоров о вступлении в союз. В экспертном сообществе исключают, что закавказское государство пойдет на уступки и отмечают «самоубийственный» характер требований, предъявляемых Тбилиси со стороны Брюсселя.
Грузия отложила на несколько лет переговоры по членству в ЕС
Переговорный процесс о вступлении Грузии в ЕС может быть возобновлен при определенных условиях.
— ЕС признает волю подавляющего большинства граждан Грузии, которые хотят, чтобы их страна принадлежала к европейскому сообществу ценностей и демократии. ЕС готов разморозить процесс вступления Грузии в ЕС, как только правительство обратит вспять курс, взятый на отступление от демократии и откажется от действий, противоречащих принципам и условиям членства в ЕС, — сказал «Известиям» официальный представитель внешнеполитической службы Евросоюза Петер Стано.
В Брюсселе при этом считают, что власти Грузии должны первым делом приступить к «независимому расследованию» нарушений, имевших место во время выборов 26 октября, на которых победила правящая партия «Грузинская мечта», набрав 52,99% голосов. По словам Стано, только после того, как эти заявления о нарушениях будут рассмотрены, ЕК примет решение о дальнейших шагах.
В Тбилиси, однако, решили поставить на паузу вопрос членства страны в Евросоюзе, мотивировав это тем, что ряд политиков и бюрократов ведут себя неприемлемо в отношения Грузии и не учитывают интересы ее народа. Премьер-министр Ираклий Кобахидзе прямо обвинил Брюссель в шантаже и объявил о решении правительства не ставить в повестку дня вопрос открытия переговоров с ЕС до конца 2028 года. До этого времени Грузия также откажется от всех бюджетных грантов со стороны союза. «С технической точки зрения, от открытия переговоров до вступления в Евросоюз необходимо всего полтора-два года, а до 2030 года никто не планирует расширение Евросоюза. Это показывает, насколько искусственным и потому крайне оскорбительным является шантаж, который некоторые европейские политики и бюрократы ведут в отношении государства Грузия на тему открытия переговоров», — подчеркнул он.
Заявление Ираклия Кобахидзе выглядит вполне логичным на фоне заявлений Брюсселя, особенно учитывая непредсказуемость реакции еврочиновников на результаты грядущих 14 декабря выборов президента и потенциальную победу кандидата от правящей партии Михаила Кавелашвили, отметил в разговоре с «Известиям» заведующий сектором Кавказа ИМЭМО РАН Вадим Муханов.
— Власти Грузии решили демонстративно дистанцироваться от процесса евроинтеграции, чтобы показать населению, что для них в приоритете остается внутриполитическая стабильность, — уточнил эксперт.
ЕС ставит под сомнение легитимность грузинских властей
Напомним: все четыре прошедшие в парламент Грузии оппозиционные силы не признали результаты выборов, заявили о тотальной фальсификации и в полном составе не явились на первое заседание 25 ноября. В тот же день перед зданием парламента прошла очередная акция протеста сторонников оппозиции.
Перед выборами Брюссель предупреждал, что они станут решающим испытанием для молодой демократии Грузии и определят шансы страны на вступление в блок. Брюссель пока не вынес свой окончательный вердикт и ожидает заключения технической миссии Евросоюза, которая направится в республику для оценки результатов парламентских выборов. Свое мнение должно высказать и Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Показательно, что участники миссии, как сообщили в ЕС, будут говорить с грузинской оппозицией и гражданским обществом напрямую.
Впрочем, 28 ноября депутаты Европарламента проголосовали за резолюцию, которая призывает Грузию провести повторное голосование. В тексте документа говорится, что выборы «не были ни свободными, ни справедливыми, представляют собой еще одно проявление продолжающегося отката страны от демократии, за который правящая партия «Грузинская мечта» несет полную ответственность». Конечно, не обошлось и без призыва наложить санкции на премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе и высокопоставленных чиновников «Грузинской мечты».
Ожидать какой-то объективной оценки от властей ЕС при таком подходе было бы наивно. Москва при этом считает, что проходящие в стране протесты оппозиции — это подготовка очередной цветной революции. Так, 26 ноября директор ФСБ РФ Александр Бортников заявил о попытках Североатлантического альянса реализовать свою подрывную политику на постсоветском пространстве, расширяя деятельность западных спецслужб, дипломатических ведомств и подконтрольных им неправительственных организаций и СМИ.
Как отметил в беседе с «Известиями» политолог Андрей Арешев, адресованные Тбилиси со стороны ЕК требования — это очередная попытка оказать давление на Грузию за ее отказ следовать в фарватере антироссийской политики ЕС.
— Это давление сохраняется уже почти три года и сегодня стороны стоят на противоположных позициях. Раньше, до начала СВО, такого антагонизма не было, но после 24 февраля 2022 года от Грузии потребовали радикального ужесточения антироссийского курса, чреватого для ее экономики и для национальной безопасности катастрофическими последствиями. Будучи прагматиком, партия «Грузинская мечта» не стала отказываться от проевропейского курса, которому она изначально следовала. Но в то же время ее представители — не самоубийцы в отличии, скажем, от режима Зеленского. В этом и состоит суть конфликта Брюсселя и Тбилиси. От них требуется, чтобы они были самоубийцами, а они не хотят. Результат этой борьбы будет зависеть от хода в том числе СВО, — отметил он.
Что ЕС не устраивает в Грузии
Как бы там ни было, утвержденный на пост главы правительства Ираклий Кобахидзе 28 ноября в очередной раз заявил, что Грузия не отказывается от своей амбициозной цели стать членом ЕС к 2030 году. В таком же ключе высказалась и новый министр иностранных дел Грузии Мака Бочоришвили, отметив, что страна будет продолжать двигаться по «необратимому пути» евроатлантической интеграции.
Стоит напомнить, что стремление республики стать членом ЕС и НАТО прописано в 78-й статье грузинской конституции. Изначально власти страны планировали подать заявку на членство в Евросоюзе в 2024 году, однако сделали это в марте 2022-го спустя несколько дней после подачи подобной заявки Киевом. К ним тогда присоединилась и Молдавия. Официальным кандидатом на вступление в ЕС Грузия стала в декабре 2023 года. При этом соглашение об ассоциации с союзом действует уже с 2014-го, а с 2017-го между страной и членами сообщества, кроме Ирландии, существовал безвизовый режим.
Однако весной 2024 года отношения между Брюсселем и США с одной стороны и Тбилиси с другой стали ухудшаться. Поводом стало принятие закона «О прозрачности иностранного влияния», иначе говоря, закона об иноагентах. Он обязывает проходить регистрацию все неправительственные организации Грузии, получающие значительную часть финансирования из-за рубежа. Ираклий Кобахидзе тогда объяснил, что правительство хочет добиться «прозрачности» деятельности иностранных субъектов, учитывая, что прозападная оппозиция уже предпринимала две попытки свергнуть законную власть — после парламентских выборов в 2020 году и во время протестных акций в 2022-м.
Власти ЕС ожидаемо раскритиковали и принятый в сентябре закон о запрете пропаганды ЛГБТ. Он также ввел запрет на регистрацию однополых браков, усыновление несовершеннолетних гомосексуальными парами и на хирургические операции по смене пола.
В Еврокомиссии уточнили «Известиям», что именно отказ от этих двух законов и будет обозначать возвращение Грузии на путь демократии и соответственно снова откроет ей путь к членству в ЕС.
По мнению Андрея Арешева отказ от принятых законов был бы равнозначен для нынешней власти потере лица, учитывая «сколько копий было сломано» при их утверждении.
— Несмотря на крикливые, но все-таки достаточно малочисленные протесты оппозиции, большая часть грузинского общества одобрила эти законы. И сегодня мы видим, что за пределы Тбилиси и центральных улиц столицы протест не выходит. Им не удается собрать значительное количество сторонников на улицах, иначе они давно бы уже попытались реализовать сценарий киевского майдана. Поэтому для правящей партии нет совершенно никакого резона уступать требованиям Запада и оппозиции и отменять эти законы, — отметил он.
Что мешает расширению Евросоюза
27 ноября Шалва Папуашвили, переизбранный на пост спикера грузинского парламента, заявил, что момент для вступления в ЕС еще не настал: «Мы должны подготовиться к тому, чтобы стать членами Евросоюза в тот момент, благодаря которому мы выиграем, а не проиграем и не навредим самим себе. Если мы сегодня же станем (членами ЕС. — Ред.), то из-за тех ограничений, которые будут задействованы у нас одновременно, мы всю свою экономику разрушим».
Политик уточнил, что в случае вступления в ЕС Грузии придется отказаться от безвизового режима со многими странами и от режима свободной торговли, который действует, например, с государствами СНГ. Показательно, что 11 ноября Шалва Папуашвили не стал встречаться с парламентской делегацией Европейского союза, которая прибыла в страну с рабочим визитом. Он, в частности, указал на недружественную риторику, звучащую со стороны объединения.
Наконец, стоит отметить, процесс разрастания ЕС уже долгие годы буксует. Так, последнее расширение состоялось в 2013 году, когда в состав сообщества вошла, после 10 лет с момента подачи заявки на членство, Хорватия. При этом, например, Северная Македония подала заявку в 2004 году и до сих пор не стала членом ЕС, хотя переговоры ведутся уже более 15 лет. Черногория также ведет диалог с 2012 года.
Примечательно, что на саммите «ЕС – Балканы» в середине октября 2024 года председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила, что «все страны Балкан должны стать частью Евросоюза», поскольку «ситуация изменилась и расширение ЕС снова стало важнейшим приоритетом». Важно отметить, что именно начало СВО побудило Брюссель пересмотреть стратегию расширения сообщества. Европейские лидеры опасаются, что в случае отказа от евроинтеграции страны-кандидаты могут попасть в зону влияния России и Китая. В этом плане показателен пример Молдавии, где по результатам недавнего референдума почти половина населения страны высказалась против курса на вступление в ЕС. Однако небольшой перевес в голосах в пользу сторонников членства в союзе дал в итоге повод избранному президенту Майе Санду объявить о сохранении курса на евроинтеграцию и решении закрепить его в конституции страны.