Музей Тарковских: открыть нельзя забыть

Постановление о создании культурного центра «Дом Тарковских», подписанное еще Юрием Лужковым, существует, но не выполняется
Зоя Игумнова
Фото: Олимпия Орлова

4 апреля 2017 года исполнится 85 лет со дня рождения Андрея Арсеньевича Тарковского. К датам у нас любят приурочивать торжественные события. Вот и у поклонников творчества киногения была тайная надежда, что к юбилею в Москве наконец-то появится музей Тарковских — отца и сына, Арсения и Андрея. В 2013 году в департаменте культуры правительства Москвы была создана рабочая группа по созданию музея. Но после смены руководства департамента она еще не собиралась.

В Электротеатре «Станиславский» в рамках проекта «Предвидение» встретились почитатели таланта Тарковских. Разговор шел о перспективах музея, таких же туманных и призрачных, как кадры из культовых картин Андрея Арсеньевича.

— Изначально решение о том, что в Москве появится музей, было принято в 1988 году, — рассказал «Известиям» директор фонда «Два Андрея» (Рублев и Тарковский) Вячеслав Шмыров. — Тогда дом в 1-м Щипковском переулке, где жила семья Тарковских, еще был цел. Его расселили и собирались создавать музей. Но за эти годы строение пришло в упадок. Всё закончилось в 2004-м — на тот момент объект принадлежал Союзу кинематографистов, а именно Кинофонду. Провалилась крыша, и дом был снесен. На его месте выкопали котлован для постройки нового. Как гласит легенда, там «зарыто» 10 тыс. евро Юрия Борисовича Норштейна, который, желая поднять дом Тарковских, отдал на это свою премию, полученную в Японии.

Когда в 2007 году отмечалось 75-летие со дня рождения Андрея, к властям обратилась семья и культурная общественность (Вознесенский, Любимов, Панфилов, Чурикова, Демидова, Захаров, Рязанов, Ахмадулина, Лунгин и др.). Их услышали, и вышло постановление о создании культурного центра «Дом Тарковских», подписанное Юрием Лужковым. Город взял на баланс этот объект. Документ этот до сих пор не отменен.

Дом на Щипке постройки середины XIX века был двухэтажным с каменным фундаментом и деревянным верхним этажом. Тарковский снимал его в кино, на фоне этого дома сделано последнее фото режиссера в СССР перед отъездом в Италию. Снял дом в своей «Московской элегии» о Тарковском и Александр Сокуров. Но фильмы остались, а дом исчез.

— Безобразие, что нет до сих пор в Москве музея, — негодовала первая жена Андрея Тарковского Ирма Тарковская-Рауш. — Потому что Тарковские — они и есть Тарковские, а вот для современников такой центр просто необходим.

— Я только что вернулся с острова Готланд, где участвовал в мероприятиях, посвященных 30-летию фильма «Жертвоприношение», — рассказал кинорежиссер Андрей Звягинцев. — Мы с Михаилом Кричманом и Марианной Чугуновой посадили магнолию. Память о великом режиссере на острове Готланд теперь есть, дело — за Москвой.

В прошлом году директор Музея кино Лариса Солоницына предлагала министру культуры Владимиру Мединскому создать при Музее кино кластер, в который вошел бы и Дом на Щипке. А председатель Союза кинематографистов Никита Михалков несколько дней назад написал обращение в адрес мэра столицы Сергея Собянина с просьбой прояснить судьбу музея Тарковских.

На что надеются деятели культуры? Всё-таки на некую политическую волю. «Мы ждем реакции на письмо Михалкова. А с осени начнем сбор подписей, чтобы люди выполняли свои обещания», — поделился планами с «Известиями» Вячеслав Шмыров.

Память о Тарковских

Музей семьи Тарковских есть в Ивановской области в городе Юрьевец, где Андрей Тарковский родился и жил в эвакуации. Также музей кинорежиссера открыт в поселке Мясное Рязанской области — там находилась его дача. На острове Готланд в Швеции, где Андрей Тарковский снимал «Жертвоприношение», создана аллея его памяти.