Стартующие 25 ноября военные учения сил быстрого развертывания ЕС связаны в том числе с действиями России, объяснили «Известиям» в Еврокомиссии. Такие подразделения задумывались для использования за пределами ЕС. Вместе с тем эксперты исключили, что эти силы могут отправиться на Украину. Причина проста: страны ЕС неспособны выработать единую стратегию в отношении поддержки Киева. Вместе с тем не стоит рассчитывать и на то, что ЕС в ближайшие месяцы ослабит давление на Россию, учитывая, что главой европейской дипломатии с 1 декабря станет представитель Эстонии Кая Каллас, известная своими антироссийскими взглядами. О том, как Брюссель продолжает идти по пути эскалации и что об этом думают в Москве — в материале «Известий».
Военные учения в Германии
Масштабные военные учения сил быстрого развертывания, которые пройдут с 25 ноября по 10 декабря в Германии с участием 15 стран ЕС и более 1,7 тыс. солдат, связаны с действиями России на Украине, заявили в Европейской комиссии.
— В свете ухудшения ситуации с безопасностью в Европе и вокруг нее, усугубляемого нарушениями Россией Устава ООН и международного права, ЕС укрепляет свой потенциал, чтобы иметь возможность реагировать на кризисы, представляющие прямую угрозу для сообщества и его граждан. Все решения в этой области, в том числе об активации потенциала сил быстрого развертывания, принимаются и будут приниматься государствами-членами ЕС единогласно, — сказал «Известиям» представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано.
При этом Кремль не раз подчеркивал, что причины конфликта на Украине стоит искать не в действиях Москвы, а именно в политике Запада. Так, во время своего недавнего телефонного разговора с канцлером Германии Олафом Шольцем президент РФ Владимир Путин напомнил, что нынешний кризис стал прямым результатом многолетней агрессивной политики НАТО, направленной на создание на украинской территории антироссийского плацдарма при игнорировании интересов России в сфере безопасности и попрании прав русскоязычных жителей.
Официальное коммюнике ЕС, в котором Россия, однако, не упоминается, поясняет, что цель учений состоит «в реализации полного оперативного потенциала» сил быстрого развертывания Европейского союза (EU Rapid Deployment Capacity), о формировании которых в ЕС объявили еще весной 2022 года. В документе уточняется, что силы должны быть введены в строй в 2025 году, что позволит в любой момент развернуть до 5 тыс. солдат, способных «реагировать на любой кризис за пределами границ ЕС».
Дискуссии о создании особых вооруженных сил с подобными функциями велись еще в эпоху создания Евросоюза, напомнил военный эксперт, младший научный сотрудник ИМЭМО РАН Вадим Корощупов.
— Среди угроз, на которые должны отвечать эти силы, в европейских стратегиях фигурирует и Россия. Обращается внимание и на обстановку в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В последней формулировке явно прослеживается американское влияние, принимая во внимание стратегию США по сдерживанию Китая. Также речь идет об урегулировании назревающих конфликтов за пределами Европы, например, в странах Сахеля в Африке. Эти силы создаются для устранения исключительно европейских проблем, а не кризисов натовского уровня. Такие приоритеты европейское руководство начало ставить перед собой после проблем, которые были связаны с неспособностью Европы урегулировать югославский конфликт без помощи США, — объяснил он.
Эксперт подчеркнул, что речь идет о военных формированиях модульного типа, то есть способных доукомплектовываться в зависимости от стоящих перед ними задач.
Впрочем, в ближайшей перспективе маловероятно, что именно силы быстрого развертывания могут быть использованы для развертывания на Украине, считает Вадим Корощупов.
— Украинский фактор подразумевается при формировании этих сил, но это скорее задел на будущее, нежели то, что можно использовать сейчас. Именно поэтому речь идет о численности в 5 тыс. человек. Это пилотный проект. Это полигон для отработки механизма снятия административных и политических барьеров. Здесь будут отрабатывать, насколько в ЕС смогут быстро договориться и быстро принять решение, — добавил он.
Раскол в лагере союзников Киева
Силы быстрого развертывания ЕС создаются на наднациональной основе, тогда как главная проблема состоит в неспособности стран сообщества выработать единую стратегию в отношении конфликта на Украине. Очевидно, что такие страны как Венгрия и Словакия, выступающие за мирное урегулирование конфликта, откажутся посылать свои силы на Украину, если Брюссель даже решится на такой шаг.
Вопрос ударов вглубь России также свидетельствует о разногласиях внутри ЕС. Если, например, страны Прибалтики призывают дать Киеву такое разрешение, то Франция до сих пор не дала Зеленскому зеленый свет на использование ракет SCALP для ударов по территории РФ. Французская le Figaro, написавшая 17 ноября о якобы полученном Киевом разрешении, в итоге от своих слов отказалась.
Кроме того, отказала Киеву в подобном разрешении и Италия, сообщают местные СМИ. Олаф Шольц на саммите G20 в Бразилии подтвердил, что и Берлин под его руководством не намерен передавать Киеву ракеты Taurus и санкционировать их использование для ударов вглубь территории РФ.
Главы МИД ЕС на саммите, проходящем в Брюсселе 18 и 19 ноября, также не приняли общее решение об отмене ограничений на применение западного оружия на территории РФ. Но при этом Боррель сообщил, что администрация США такое разрешение якобы дала, хотя американские официальные лица на момент этого заявления не высказывались по этому поводу.
Впрочем, 18 ноября МИД РФ подчеркнул, что нанесение ударов дальнобойными западными ракетами по России радикально изменит суть конфликта, поскольку будет означать прямое участие США и их сателлитов в боевых действиях против нашей страны. Ответ России в этом случае будет адекватным и ощутимым, добавили в министерстве.
Военные учения, которые начнутся в Германии 25 ноября, никак нельзя игнорировать, но не стоит и преувеличивать их угрозу, считает французский аналитик в области геополитики и стратегии Сириль де Латтр.
— Это совместные учения, которые проводятся для того, чтобы увидеть, как взаимодействуют разные группы войск в районе проведения операции. Теоретически можно допустить, что они могут быть использованы для предварительного размещения войск перед их быстрым развертыванием на Украине в случае необходимости. Но, с другой стороны, это то, что обычно не может быть сделано без общеевропейского консенсуса и, несомненно, голосования. А в ЕС такого консенсуса достичь не могут, — добавил он.
На встрече глав МИД ЕС покидающий свой пост глава европейской дипломатии Жозеп Боррель призвал страны сообщества выучить «язык силы» и быстрее принимать решения по поставкам оружия Киеву. Для этого, по его мнению, европейские страны «должны быть едины». Он подчеркнул, что сам лично «всегда поддерживал» удары западным дальнобойным оружием европейским оружием вглубь РФ.
Как бы там ни было, все последние месяцы союзники Киева не могли дать Зеленскому той единодушной поддержки, которую он от них ждал, презентовав в октябре свой «план победы».
Поражение демократов на выборах в США также не осталось незамеченным в стане европейских союзников Киева. Через пару недель после победы Дональда Трампа состоялся первый с 2022 года разговор канцлера ФРГ Олафа Шольца с Владимиром Путиным.
Вместе с тем очевидно, что давление на Россию со стороны ЕС не ослабнет, особенно учитывая, что на смену Боррелю придет экс-премьер Эстонии Кая Каллас, известная своими русофобскими высказываниями. Не стоит забывать, что в декабре ЕС планирует принять 15-й пакет антироссийских санкций, за которым в январе, если верить СМИ, может последовать и 16-й.
Какие силы ЕС может послать на Украину
Если всё же говорить о вероятности прямого участия европейских сил в конфликте на Украине, то гораздо более вероятна отправка туда межнациональных формирований, в которых нет недостатка, объясняет Вадим Корощупов. Достаточно вспомнить Европейский корпус (Еurocorps), включающий в себя представителей вооруженных сил из Германии, Франции, Испании, Бельгии и Люксембурга. Он уже участвовал в миротворческих миссиях ООН в Боснии и в Косово, а также входил в международный контингент в Афганистане.
Не стоит забывать и о литовско-польско-украинской бригаде, созданной в 2014 году для участия в международных миротворческих и гуманитарных операциях под эгидой ООН, ЕС и НАТО. В июле 2024 года на встрече с премьер-министром Польши Дональдом Туском Зеленский упоминал «позитивный опыт» этого подразделения, который должен был помочь сформировать в Польше добровольческое военное подразделение «Украинский легион».
Напомним, что в июле 2023 года директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин заявил на заседании Совбеза РФ о намерениях ЕС увеличить численность литовско-польской-украинской бригады, а также о планах Польши ввести войска в Западную Украину под предлогом «союзнических обязательств». Тогда президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что бригады могут войти на территорию «якобы для обеспечения безопасности современной Западной Украины, а по сути, если называть вещи своими именами, для последующей оккупации этих территорий».
В марте 2024 года глава МИД Польши Радослав Сикорский заявил, что не считает «чем-то невообразимым» присутствие сил НАТО в зоне конфликта, добавив, что военнослужащие стран Североатлантического блока уже находятся на Украине. Тогда же Politico сообщило и о попытках Франции создать альянс стран, готовых потенциально отправить западных военнослужащих на Украину. В статье, в частности, отмечалось, что в него могли бы вступить и прибалтийские государства.