Если Стену разрушают: российским геймерам привезли новый Call of Duty

Рейган обращается к Горбачеву, агенты ЦРУ ловят предателей, а игроки задаются вопросами
Сергей Сычев
Фото: Raven Software

Call of Duty: Black Ops 6 — двадцать первая часть популярнейшей франшизы, действие военного экшен-шутера разворачивается в 1991 году. Агенты ЦРУ по сюжету обнаруживают заговор в правительственных верхах. В мире игра вышла 25 октября на всех главных платформах, на дисках она попала в Россию только сейчас. «Известия» сыграли в нее на PlayStation 5.

Не просто шутер

«Мистер Горбачев! Откройте эти ворота!» О чем можно подумать, если это первые слова, которые звучат в компьютерной игре? Особенно произнесенные Рейганом. Да еще и при том, что сюжет игры построен вокруг коррупции и предательства внутри ЦРУ и под крышей Капитолия. Плюс ко всему Call of Duty: Black Ops 6 вышла во всем мире за несколько дней до выборов в США, а в Россию попала практически во время голосования. Вдобавок среди мест действия игры окажутся не только Восточная Европа и Ближний Восток, но и собственно Россия.

Будем честны: Call of Duty воспринимается как шутер от первого лица, продолжение славных традиций Doom, тут даже есть режим, когда вместо живых врагов надо стрелять по зомби. Но при этом создателям игры Treyarch и Raven Software явно неловко от того, что они делают «просто шутер». Им хочется сделать так, чтобы двадцать первая игра серии (это даже звучит страшно, с таким порядковым номером вообще очень трудно претендовать на оригинальность) воспринималась совершенно иначе. Например, как политический триллер. И даже немного как интеллектуальный квест. Чтобы пользователь, особенно «новобранец», который раньше в «Колду» либо не играл, либо играл, но давно, не думал, что он купил за очень приличные деньги просто сетевую стрелялку. И пусть не смущает, что в обширном игровом меню большая часть пунктов — это именно варианты мультиплеера, в том числе платные (из России оплата недоступна), нас всё равно настраивают на другое.

Скриншот из игры Call of Duty: Black Ops 6
Фото: Raven Software

На PlayStation 5 игра (копию для обзора «Известиям» предоставила компания «М.Видео – Эльдорадо») со всеми дополнениями требует далеко за 200 Гб, то есть существенную часть пространства на диске. Она как бы говорит нам таким образом, что ради нее стоит удалить всё остальное, потому что это «не просто игра». Зачем же столько места? Чтобы релиз мог полноценно заявить о своих амбициях. Поэтому в эти самые сотни гигабайт упаковано огромное количество длинных видеороликов, где суровые мужчины и реже женщины с серьезными лицами произносят реплики вроде: «Вы не подчинились прямому приказу, когда стало известно, что операция под угрозой», «Я прочитал ваш отчет, мисс Хэрроу. Во многое мне до сих пор трудно поверить», «Алави — министр обороны и близок к Саддаму. Его ребята будут хорошо обучены и вооружены».

Между этими видеороликами есть сцены экшена и есть довольно утомительные моменты квестового характера, когда нужно бегать по помещениям, подбирать шифры к сейфам, искать следы ультрафиолетовым фонариком и делать еще много разных вещей, которые здесь выглядят не очень уместно и вызывают скорее раздражение. В конце концов это же не Silent Hill, где головоломки под звуки шагов вездесущих монстров — самый цимес игрового процесса.

Кем и зачем притворяется Call of Duty: Black Ops 6

В новой Call of Duty кампания, то есть собственно сюжетная линия, — это очень много часов геймплея. Пожалуй, больше, чем когда-либо в играх этой серии. Но при этом сюжет этой кампании остается примерно на уровне фильмов про «Неудержимых». Здесь нет какой-то яркой рефлексии на тему политических катаклизмов конца 80-х — начала 90-х годов. Нет шокирующих исторических фактов, переворачивающих наши представления об этом периоде. Нет ярких характеров, на проработке которых можно было бы построить сюжет кампании, чтобы хотелось следить именно за этими людьми.

По большому счету сценарий здесь построен так: «Мы выполняли секретную миссию, но что-то нас насторожило» — «Мы полетели в другую страну, и нас что-то там насторожило еще сильнее» — «Мы стали подозревать, что наше начальство что-то недоговаривает» — «Мы полетели еще в десять стран — и везде понимали, что дела плохи и всюду ложь и предательство» — «Враги в верхах все-таки сорвали с себя маски, и теперь Отечество в опасности. Спасем же его!»

Скриншот из игры Call of Duty: Black Ops 6
Фото: Raven Software

Такое могло работать только в «Бонде» или в «Борне» — но за счет главного героя, сексапильных красоток и дорогих автомобилей. Но здесь всего этого нет. И от этого становится не по себе. Зачем я удалял игры с приставки, чтобы установить всё это? Зачем я решаю однотипные головоломки и вступаю в диалоги, где нет реального выбора поведения и от меня вообще ничего не зависит? Зачем вообще было потрачено столько сил на эту красоту (а выглядит всё очень дорого и эффектно), если внутри ничего нет? Если авторы даже не удосужились посмотреть хорошее военное кино, почитать хорошие книги на эту тему? Если мне здесь не предлагают ничего нового?

А ответ вполне очевиден. Потому что перед нами прежде всего именно то, что написано на диске, на сайте игры и вообще везде. Это «шутер», «экшен», стрелялка, где придумано так много всего, что разбираться в этом можно неделями. У сексотов, которыми нужно управлять, огромный арсенал разных способов разбираться с врагом, не считая многообразия огнестрельного оружия. Например, уже в начале игры нам выдают несколько машинок на радиоуправлении, они начинены взрывчаткой. Запускать их в условных «наемников», абстрактных, безликих…

Скриншот из игры Call of Duty: Black Ops 6
Фото: Raven Software

Впрочем, не это важно. Запускать машинки и управлять ими с помощью встроенной камеры, пока они не сдетонируют, — это аттракцион невиданной щедрости. Сделано изобретательно и с юмором. Так же как палить из базуки по догоняющему автомобиль вертолету, в то время как машина несется по пересеченной местности и прыгает на каждой кочке. И мчаться на канате вверх внутри длинной лифтовой шахты. Правда в том, что Call of Duty: Black Ops 6 — это чистое развлечение, которое слишком часто сознательно замедляет получение игроком удовольствия и заставляет его тратить время на то, под чем он не подписывался. Но, может быть, из-за этого удовольствие собственно от экшена и становится сильнее, кто знает. По крайней мере в обычные сетевые баталии после этого играть еще интереснее.

С другой стороны, как без политики? «Мы не потерпим домогательств или оскорблений, включая уничижительные комментарии на почве расовой принадлежности, гендерной идентичности или самовыражения, сексуальной ориентации, возраста, культуры, веры, психических или физических возможностей, а также страны происхождения», — заявляют нам разработчики в первом титре. Но мы-то знаем, что в России игру для PS5 можно купить только на диске, и то это будет итальянская версия, где просто есть русские субтитры. Значит, они все-таки «терпят». Но игре это всё же вредит не сильно.