Все на оборот: в РФ готовят ужесточение правил торговли маслом и запчастями для авто

Контрафакт предлагают блокировать на кассах при продаже
Владимир Гаврилов, Евгения Перцева
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

В России готовят ужесточение оборота автомасел и запчастей. Уровень подделок среди импортных брендов превысил 50%. Контрафактную продукцию предлагают блокировать на кассах при продаже, а на все виды техжидкостей и деталей для машин распространить обязательную маркировку. Инициатива комитета по регламенту Совета Федерации направлена в кабмин и Минпромторг. Эксперты и парламентарии уверены, что это поможет обелить рынок автокомпонентов.

Запретят ли продажу поддельных масел

В отдельных категориях запчастей и расходных материалов для иномарок уровень подделок превышает 50%. Об этом рассказали на круглом столе в комитете по регламенту Совфеда с участием представителей Минпромторга, Росстандарта, Минэкономразвития, ФАС, Роспотребнадзора, отраслевых ассоциаций и предпринимателей.

По результатам слушаний за подписью председателя комитета Вячеслава Тимченко в Минпромторг и правительство направили письма с предложением подключить автопродукцию и смазочные материалы к государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров (ГИС МТ) и ввести обязательную маркировку.

В документе предложено автоматически блокировать на кассах продажу контрафактных смазочных материалов и автожидкостей. Для обеспечения технической возможности этого сенаторы хотят инициировать изменения в постановление правительства № 1944, регламентирующее правила допуска к ГИС МТ. Отсутствие информации о товаре в этой системе может служить основанием для запрета его продажи, следует из письма Вячеслава Тимченко.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Указанная мера может распространяться на любые организации, которые занимаются подобным видом деятельности, в том числе маркетплейсы и мастерские по техобслуживанию транспортных средств.

— Доля нелегальной продукции в отдельных видах запчастей и смазочных материалов критически велика. Такая ситуация наносит ущерб одновременно потребителям, государству, а также добросовестным отечественным производителям и импортерам, оказывающимся в неравных условиях с продавцами контрафакта, — рассказал «Известиям» один из авторов инициативы, сенатор Олег Земцов. — Необходима реализация целого комплекса мер, направленных на пресечение недобросовестных практик.

Фото: ТАСС/Алексей Белкин

Прежде всего речь идет о распространении на все виды запасных частей и смазочных материалов системы маркировки, которая зарекомендовала себя как эффективный инструмент обеления рынка. Она позволяет оперативно выявлять и пресекать реализацию нелегальных товаров, в том числе дистанционно, отметил сенатор. А механизм блокировки оплаты на кассах защитит конечного потребителя от покупки контрафакта, считают в «Общественной потребительской инициативе».

— Наряду с этим целесообразно рассмотреть возможность запуска реестра добросовестных импортеров, соблюдающих все установленные требования — как в отношении потребителей, так и в отношении государства, — считает Олег Земцов.

Фото: Global Look Press/Svetlana Vozmilova

По мнению авторов инициативы, созданием реестра должны заняться Минпромторг, ФТС и оператор ГИС МТ.

— Реестр добросовестных импортеров вполне может быть интегрирован с системой маркировки, — рассказал «Известиям» участник круглого стола, глава ОПИ Олег Павлов. — В него должны входить поставщики, уплачивающие установленные налоги, сборы и пошлины, а также подтверждающие качество и безопасность своей продукции.

Комитет по регламенту СФ попросил ОПИ провести анализ рынка и подготовить предложения по методике составления рейтинга продавцов запчастей и расходных материалов.

«Известия» направили запросы в правительство, Минпромторг, ГИС МТ.

Какие масла чаще подделывают

По информации директора ГК «Рольф» по сервису Юлии Трушковой, проблема контрафакта связана с импортными брендами. Российские марки масел почти не подделывают, а они занимают 80% рынка. Оставшиеся 20% можно условно разделить на половину: 10% — оригинал, 10% — поддельная продукция, — отметила участник рынка

— Проблема подделки масел с новой силой возникла в 2022 году после ухода из России западных производителей. Основной контрафакт приходится на оригинальные бренды, такие как Volkswagen, Mercedes, Toyota, Ford, и первую четверку премиальных масел (Mobil, Castrol, Total, Shell), — рассказал «Известиям» член правления Союза автосервисов, заместитель

генерального директора «ЕвроАвто» Илья Плисов.

Подделка масел известных брендов — дело простое, а заработок настолько велик, что рынок смирился с этим, как с неизбежным злом, считает участник рынка.

— От применения нелегальных изделий (например, моторных масел, свечей, колодок, ремней привода газораспределительного механизма или помпы и т.п.) многократно возрастает риск серьезной поломки автомобиля или ДТП, — рассказал Олег Павлов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

При этом какие-либо простые и надежные ориентиры по выбору качественной и безопасной продукции в этом сегменте отсутствуют. Платя значительные суммы, граждане зачастую не получают ожидаемого качества, отметил он.По данным ГК «Альфа-Лизинг», доля поддельных моторных масел импортных брендов в России в 2024 году достигла 60%, а контрафактных — 30%.

— Поддельное моторное масло быстрее теряет свои свойства, соответственно, смазка узлов и агрегатов происходит неэффективно. В результате износ мотора ускоряется. Особенно уязвимыми становятся компоненты шатунно-поршневой группы и распредвалов, — рассказал руководитель отдела автотранспорта компании Андрей Кочнев. — В связи с этим мотору быстрее потребуется капитальный ремонт, который владельцам отечественных машин в среднем обойдется до 180 тыс. рублей, иномарок — до 280 тыс. рублей.

Фото: ТАСС/Гавриил Григоров

Из-за некачественного масла некоторые элементы двигателя, такие как турбина, выходят из строя уже на пробеге 70–80 тыс. км при ресурсе 200–300 тыс., сообщают участники рынка.

— Контроль продукции с использованием маркировки, по сути, единственный способ заметно снизить уровень контрафакта на этом рынке, — полагает Илья Плисов.

Между тем маркировка автозапчастей может сократить поставки в страну такой продукции, отметил сопредседатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ.

— Дело в том, что эти товары, как правило, привозят по параллельному импорту малые предприниматели, им легче отказаться от ввоза, чем включиться в систему идентификации, — говорит он. — Тогда как те предприниматели, которые начнут маркировать запчасти, рискуют стать известны зарубежным правообладателям. Им, в свою очередь, будет легче ограничить продажи по параллельным каналам.

Фото: Global Look Press/Dirceu Portugal

Основная функция маркировки — это защита покупателей, напомнил главред журнала «За рулем» Максим Кадаков.

— Для людей важно в первую очередь качество продукции, то есть ее состав. К сожалению, маркировка — это не тот инструмент, который может гарантировать соответствие продукции тому, что написано на ее этикетке, — считает эксперт. — Поэтому на практике система идентификации позволяет лишь отследить нелегальную продукцию, при этом никак не оценивая ее состава, а значит, и качества.

С помощью маркировки государство сможет отслеживать товары на рынке, пресекая нелегальный оборот, но вопрос в том, насколько это принципиально людям, добавил эксперт.