Балансовый план: какие поправки к новому проекту бюджета предложили депутаты

Документ на 2025-2027 годы принят в первом чтении
Милана Гаджиева, Ольга Анасьева
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Основные приоритеты федерального бюджета на следующую трехлетку — соцподдержка, национальная оборона и технологическое развитие, заявил глава Минфина Антон Силуанов на пленарном заседании Госдумы 24 октября. По его словам, несмотря на рост расходов, финансовый план получился сбалансированным. Документ в первом чтении приняли большинство депутатов, три из пяти фракций его поддержали. Воздержавшиеся выразили надежду, что к следующему рассмотрению проекта казны будут учтены их поправки. В частности, парламентарии указали на недочеты в параметрах госпрограмм и недостаточное финансирование образования и науки. Какие еще есть замечания к финплану и чем новый проект отличается от действующего бюджета — в материале «Известий».

Какие приоритеты у бюджета на 2025–2027 годы

Госдума в четверг, 24 октября, приняла в первом чтении законопроект «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». На пленарном заседании 314 депутатов проголосовали за его принятие, один — против, 78 воздержались. Второе чтение запланировано на 14 ноября.

Документ на сессии представил Антон Силуанов. Министр финансов отметил, что основные направления бюджетной политики — обеспечение социальной поддержки граждан, оборона, безопасность и поддержка семей участников спецоперации, а также решение задач технологического развития и развития инфраструктуры страны.

Министр финансов Антон Силуанов
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

С 1 января 2025-го будут проиндексированы выплаты неработающих и трудоустроенных пожилых граждан на уровень инфляции, напомнил министр. При этом средний размер страховой пенсии составит 24 тыс. рублей.

Кроме того, проект предусматривает средства на поддержку семей с детьми. В частности, на жилищное обеспечение собираются выделить 1,7 трлн. По поручению президента в шестилетнем периоде на здравоохранение направят свыше 1 трлн. Отвечая на вопросы депутатов, Силуанов также заявил, что Минфин готов рассмотреть вопрос увеличения бюджета на детский отдых.

В следующем году ресурсы государства также будут сконцентрированы на укреплении обороноспособности страны и поддержке участников СВО. Министр пояснил, что средства будут направлены на закупку техники, денежное довольствие военнослужащих и модернизацию предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Вместе с тем более 3 трлн рублей ежегодно предусмотрено на поддержку регионов и порядка 1 трлн — на нацпроекты. Также в 2025-м начнется списание двух третей задолженности субъектов по бюджетным кредитам — это 1,1 трлн за шесть лет, напомнил Антон Силуанов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

В то же время финансовый документ предусматривает около 6 трлн на развитие технологий и инфраструктуры.

«Бюджет сбалансирован. Это позволяет нам иметь небольшие дефициты бюджета: в 2025 году — 0,5% ВВП; в последующие годы, в 2026 и 2027 годах, — с небольшим ростом. В целом дефицит будет находиться на уровне около 1%, что абсолютно не влияет на макроэкономическую устойчивость», — отметил глава Минфина.

Согласно финплану, в 2025-м доходы казны вырастут на 12%, до 40,3 трлн. Расходы увеличатся на столько же — до 41,5 трлн.

Проект бюджета сверстан на основе социально-экономического прогноза Минэка. При этом средний размер ставки ЦБ, который учтен в расчетах, — 15,1%, сообщил министр. На сегодня ключевая — 19%.

Какие замечания поступили к проекту бюджета

«Прогноз социально-экономического развития умеренно оптимистичен и в основном соответствует задаче формирования экономики предложения и достижению национальных целей», — отметил председатель Счетной палаты (СП) Борис Ковальчук, представляя заключение аудиторов.

При этом Борис Ковальчук отметил риск недополучения доходов бюджета при неблагоприятном развитии внешнеполитической ситуации. В своем отзыве на финансовый документ («Известия» с ним ознакомились) СП предупредила о возможных недопоступлениях в 385,3 млрд рублей за трехлетку. Вместе с тем аудиторы также заявили о скрытых резервах казны — в 135,6 млрд за 2025–2027 годы.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

В свою очередь, глава комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров высказал замечания по поводу параметров госпрограмм. В частности, он обратил внимание на то, что прогноз по уровню удовлетворенности граждан качеством предоставления госуслуг — одинаковый на всю трехлетку (92%) при росте трат на это направление.

Также депутат удивился, что Минэк поручил Росстату достижение роста зарплат в малом бизнесе. По указу Владимира Путина до 2030-го должно быть обеспечено реальное увеличение дохода работника сектора МСП в 1,2 раза выше показателя ВВП. Председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин разделил замечание Андрея Макарова. По его словам, поручать выполнение таких целей службе, которая сама всё анализирует и подводит итоги, недопустимо.

Глава думского комитета также обратил внимание на то, что в проекте бюджета на трехлетку заложен рост инвестиций только на 2,1, 3, 3,3% соответственно. При этом за половину 2024-го этот показатель составил 11%.

«Оснований для такого падения инвестиций пока никаких не видно. Ощущение такое, что мы запланировали эти показатели для того, чтобы потом их успешно перевыполнить», — сказал депутат.

Проект бюджета в первом чтении поддержали фракции «Единая Россия», ЛДПР и «Новые люди». Воздержались КПРФ и «Справедливая Россия — За правду».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Как заявил лидер Коммунистической партии Геннадий Зюганов, фракция поддерживает главные положения финансового документа. Однако, по его словам, следует сделать больший акцент на решении демографических проблем, поддержке социальной сферы, образования и науки.

«Сегодня мы не будем голосовать против, но будем настаивать при втором чтении максимально провести поправки, которые смогут обеспечить выживаемость в стране», — сказал лидер КПРФ.

В свою очередь, представитель фракции СРЗП Александр Бабаков заявил, что следует поставить вопрос о перестройке всей финансовой системы с учетом внешнеполитической ситуации. В частности, по его словам, следует отказаться от гонки за сбалансированным бюджетом, поскольку это тормозит экономику. Также депутат предложил перестать накапливать дополнительные доходы в «кубышках».

Чем новый бюджет отличается от действующего

Отличительными чертами нового проекта будут финансирование новых нацпроектов, изменение налоговой нагрузки и формирование общего объема расходов строго в соответствии с бюджетным правилом, сказал глава СП Борис Ковальчук.

Действующий финплан предполагает сокращение дефицита казны за счет уменьшения ее расходов, напомнила руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. Тогда как новый проект предполагает рост трат, который компенсируется дополнительными доходами в связи с налоговой донастройкой, добавила она.

— Вместе с тем межбюджетные трансферты в 2025 году должны сократиться более чем в два раза. Это произойдет из-за того, что повысится налог на прибыль и вступит в действие прогрессивная шкала НДФЛ. В региональные бюджеты будет поступать больше доходов, из-за чего у наиболее дотационных субъектов может улучшиться финансовое положение, — сказала ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Кроме того, в 2025-м собираются направить на нацпроекты в 2,6 раза больше средств, чем в 2024-м, — 5,8 трлн, напомнила эксперт. При этом 2,8 трлн (48% от общих госрасходов на проекты) предусмотрено на поддержку семей. Это отчасти компенсирует сокращение трат на соцполитику на 1,4 трлн в 2025-м по сравнению с 2024-м, отметила Наталья Мильчакова.

Также в структуре расходов на нацпроекты почти 850 млрд составят отдельные траты на программы поддержки детей и пожилых граждан, напомнила эксперт. Между тем, по ее словам, ко второму чтению многие статьи бюджета, скорее всего, будут пересмотрены в сторону увеличения.