Египет остается без островов

Ситуация вокруг островов в Красном море затрагивает не только Египет и Саудовскую Аравию
Андрей Онтиков
Фото: wikimapia.org

Израиль может быть замешан в ситуацию вокруг передачи Каиром островов Тиран и Санафир Саудовской Аравии. Такое мнение «Известиям» высказал член политбюро египетской партии «Тагамму» Шариф Файад.

— Я не исключаю, что Израиль играет определенную роль в этой истории и всеми силами стремится, чтобы острова в конечном итоге достались Эр-Рияду. Эта тема привлекает особое внимание Тель-Авива, поскольку контроль над ними фактически означает контроль над Тиранским проливом, через который можно попасть в Красное море и далее в Индийский океан. А с Саудовской Аравией у израильтян, в отличие от Египта, споров по поводу правил судоходства никогда не возникнет. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений, сотрудничество между Тель-Авивом и Эр-Риядом носит более плотный и дружественный характер, — говорит Шариф Файад.

Вместе с тем собеседник «Известий» выразил надежду, что египетское правосудие в конечном итоге выступит против передачи островов Саудовской Аравии, поскольку это решение изначально не соответствовало конституции страны, в соответствии с которой такого рода вопросы должны решаться только в ходе референдума.

Речь идет об островах Тиран и Санафир, которые находятся на выходе из Акабского залива. Они вместе с расположенным западнее Синайским полуостровом образуют пролив Тиран. Это кратчайший путь, соединяющий Израиль — а именно порт Эйлат, — с Индийским океаном.

Административный суд Египта признал 21 июня решение властей страны передать острова Тиран и Санафир Саудовской Аравии незаконным. В свою очередь, кабинет министров обжалует его в вышестоящей инстанции.

Соглашение о передаче островов было достигнуто в ходе визита в Египет короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдельазиза Аль Сауда в начале апреля этого года. Наряду с этим стороны подписали ряд договоров в области экономического сотрудничества. Так, Эр-Рияд выделил $20 млрд на развитие нефтяного сектора Египта. Еще $1,7 млрд пошли на развитие Синайского полуострова и, в частности, на возведение моста, который свяжет египетский Шарм-эш-Шейх, остров Тиран и саудовский город Рас аш-Шейх Хамид, что позволит добираться на автомобиле из одной страны в другую за 20 минут.

Кроме того, были подписаны соглашения об учреждении совместного инвестиционного фонда с уставным капиталом $16 млрд, о создании зоны свободной торговли на Синайском полуострове, финансировании строительства в Египте электростанций и порта в Исмаилии общим объемом $4,2 млрд и ряд других договоров.

Как считает старший преподаватель Высшей школы экономики Леонид Исаев, обе стороны заключили выгодную для себя сделку.

— Деньги, которые Египет получил за передачу островов, во многом спасли экономику страны, поскольку та еще в конце прошлого года находилась в критическом состоянии. А сейчас там реализуются колоссальные проекты по строительству дорог, жилья, электростанций и ряда других объектов. В свою очередь, руководство Саудовской Аравии заработало на этом немало политических очков. По крайней мере до этого в королевстве, в котором бюджетный дефицит составляет порядка $100 млрд, наверняка неоднократно вставал вопрос по поводу целесообразности помощи Каиру. Ведь взамен Эр-Рияд ничего не получает, между тем за последние годы он вложил в египетскую экономику десятки миллиардов долларов. А теперь саудовское руководство может сказать, что деньги тратятся не просто так, — отмечает Леонид Исаев.

Вместе с тем эксперт считает, что процесс передачи островов был плохо подготовлен, что обернулось как нынешним решением суда, так и массовыми акциями протеста в Египте.

Что касается Тель-Авива, то он наверняка пристально наблюдает, как разворачиваются события вокруг островов Тиран и Санафир, поскольку Египет уже перекрывал Тиранский пролив для израильских судов, что стало одной из причин сначала Суэцкого кризиса в 1956 году, а затем Шестидневной войны в 1967 году. Такого мнения придерживается ведущий научный сотрудник отдела Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН Татьяна Носенко.

— Израиль интересует прежде всего доступ в Тиранский пролив и сохранение свободы судоходства, то есть те договоренности, которые были достигнуты ранее с Египтом. Между тем не секрет, что представители Эр-Рияда и Тель-Авива поддерживают сейчас тесные контакты в связи, в частности, с иранской ядерной программой. И в случае окончательной передачи островов Саудовской Аравии эта проблема наверняка встанет в ходе этих контактов. Израильтяне будут требовать от королевства гарантий обеспечения своих интересов в этом регионе, — говорит Татьяна Носенко.