Госсекретарь США Энтони Блинкен совершает очередное ближневосточное турне. Во вторник, 22 октября, он прилетел в Израиль. Вашингтон стремится до выборов президента, которые состоятся 5 ноября, помирить Израиль и Ливан. Однако Западный Иерусалим обозначил жесткие требования: он хочет и дальше контролировать приграничную зону Ливана и воздушное пространство республики. Бейрут эти требования возмутили, поскольку они нарушают суверенитет страны. Подробности — в материале «Известий».
Блинкен в поисках достижения мира на Ближнем Востоке
Ближневосточное турне госсекретаря США Энтони Блинкена продлится до 25 октября. В настоящее время он находится в Израиле, где у него запланирована встреча с премьер-министром Биньямином Нетаньяху. Главная цель поездки — возобновление переговоров о прекращении войны в секторе Газа, освобождение заложников, а также урегулирование ливанского конфликта.
Как пояснили в пресс-службе Госдепа, Вашингтон возлагает большие надежды на эти переговоры Блинкена с представителями ближневосточных стран. Считается, что раньше против прекращения огня выступал глава политбюро ХАМАС Яхья Синвар, которого ликвидировали 17 октября. Однако, несмотря на его гибель, в палестинской группировке отказались сложить оружие и вернуть заложников до того, как завершатся боевые действия в Газе и израильские военные выйдут из сектора.
Невыполнимые требования Израиля к Ливану
Израиль пытается убедить Бейрут и Вашингтон обновить резолюцию 1701 Собвеза ООН 2006 года. В соответствии с этим документом, «Хезболла» должна была отойти за реку Литани, а за охрану приграничной территории отвечали бы миротворцы ООН и ливанская армия, однако этого так и не произошло. Тель-Авив хочет гарантий того, что движение не восстановит свой военный потенциал в приграничных районах на юге Ливана.
За день до приезда американского госсекретаря на Ближний Восток в Бейрут прибыл спецпредставитель президента США Амос Хокстайн. Это его первая поездка в Ливан после начала израильской операции на юге страны. До этого он приезжал сюда в конце лета, стремясь убедить «Хезболлу» прекратить наносить удары по Израилю. Главная цель Хокстайна — убедить ливанские власти и руководство шиитской группировки «Хезболла» заключить перемирие с Израилем.
Спецпредставитель президента США встретился с главой правительства Ливана Наджибом Микати и спикером парламента Набихом Берри, возглавляющим шиитскую партию «Амаль», которая связана с «Хезболлой». Вести переговоры с шиитской группировкой напрямую Вашингтон не может: американские власти включили ее в список террористических организаций.
Западный Иерусалим выдвинул ряд жестких требований. В частности, израильские власти хотели бы контролировать воздушное пространство и приграничную зону Ливана. В Бейруте к этому отнеслись негативно. Нетаньяху ранее призвал миротворцев, которые, по мнению Тель-Авива, стали «живым щитом» «Хезболлы», отойти на 10 км от границы. Однако при этом Израиль не настаивает на полном выводе Временных сил ООН в Ливане.
В США, хотя и возлагают надежды на посреднические инициативы Блинкена и Хокстайна, не очень верят, что Бейрут пойдет на уступки Израилю. Спикер парламента Ливана же заявил, что его страна «не примет любые изменения в резолюции, вне зависимости, идет речь о добавлении или сокращении пунктов».
Задействовать другие страны
Научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Василий Останин-Головня в разговоре с «Известиями» отметил, что предыдущие турне Блинкена успехом не увенчались.
— Апогеем посреднических усилий США стала попытка переговоров между ХАМАС и Израилем в Дохе. Но прямых контактов между враждующими сторонами так и не случилось. ХАМАС отказалось встречаться с израильской стороной, действовало через посредников. Представительность той встречи оставляла желать лучшего, практических результатов не было, — подчеркнул политолог. Он добавил, что это уже десятое турне госсекретаря Блинкена.
— Может быть, что-то и получится, если США будут готовы уступить первую скрипку Катару, Египту и, возможно, задействовать в переговорном процессе Иорданию. Хотя по традиции арабские посредники в основном коммуницируют с Рамаллой — официальным руководством Палестинской национальной администрации, которое не торопится выступать на стороне ХАМАС, поскольку имеет с движением затяжной конфликт с середины 2000-х годов, — пояснил специалист.
Он отметил, что в Бейруте нынешние требования Израиля восприняли в штыки.
— Это достаточно тревожный сигнал, поскольку Ливан является своеобразной миниатюрой Ближнего Востока, где можно наблюдать углубление линий разлома между последними суннитскими и шиитскими блоками. В частности, между Саудовской Аравией и Ираном. В 2000-х годах «Хезболла» стала набирать силу за счет поддержки со стороны Тегерана, который активно поддерживает шиитские партии и движения в Ливане, а это не нравится Эр-Рияду, — рассказал аналитик.
По его словам, основная задумка той самой резолюции 1701 Совбеза ООН заключалась в требовании отвести силы к обеим сторонам конфликта — и к Израилю, и к «Хезболле».
— А на пограничные территории, где Израиль как раньше, так и сейчас хочет создать буферную зону безопасности, зайдут войска официальной ливанской армии при поддержке временного миротворческого контингента ООН, эффективность которого вызывает смех и сочувствие у профессиональных военных по всему миру. Ливанская армия в 2006 году находилась в лучшем состоянии, чем в 2024-м. Принять резолюцию могут, но может ли она исполняться так же, как в 2006 году, — сомнительно, — подытожил Останин-Головня.
Тупиковая ситуация
Востоковед, публицист, автор Telegram-канала «Восточные ворота» Андрей Онтиков в разговоре с «Известиями» отметил, что обычно, когда речь идет о резолюциях Совбеза ООН, это за редкими исключениями довольно выверенные документы.
— Достаточно просто выполнять эти резолюции и серьезно стабилизировать ситуацию. Если мы берем резолюцию 1701 по Ливану, которая позволила прекратить Вторую ливанскую войну, то это достаточно выверенный документ. Надо признать, что в итоге две стороны в конечном итоге стали нарушать положения этой резолюции, — пояснил эксперт.
Он добавил, что Израиль много раз нарушал воздушное пространство Ливана, наносил удары по территории страны, использовал воздушное пространство государства для нанесения ударов по территории Сирии.
— Сейчас идут разговоры о необходимости как-то видоизменить эту резолюцию. Можно начать с того, чтобы просто выполнять ее положения, это позволило бы серьезно стабилизировать обстановку в районе ливано-израильской границы. Но если говорить о перспективах изменения резолюции, то тут высказываются странные предложения, — считает политолог.
По словам специалиста, требование Израиля контролировать воздушное пространство Ливана — это нарушение ливанского суверенитета.
— Сложно представить, что, например, Россия согласится на принятие подобного рода положений в рамках новой резолюции Совбеза ООН. И Китай тоже будет использовать право вето. На днях глава Европарламента Жозеп Боррель предлагал изменить полномочия миротворцев ООН, находящихся в районе ливано-израильской границы. Он сетовал на то, что они выполняют лишь наблюдательную функцию, видимо, подразумевая необходимость их выступления против «Хезболлы», — отметил аналитик.
Онтиков подчеркнул, что Россия будет однозначно блокировать подобные инициативы.
— Если говорить о новой резолюции, которая бы учитывала положения резолюции 1701, нужно принимать некий взвешенный документ. Но против него выступит Израиль, поскольку видно, какие требования он выдвигает по отношению к «Хезболле» и к Ливану. Простые и логичные слова о прекращении огня, об отводе сил встретят противодействие Западного Иерусалима, — считает политолог.
Эксперт уверен, что если Израиль будет против, то резолюция не пройдет из-за позиции США, которые будут ее блокировать.
— А если администрация Байдена решит пропустить эту резолюцию, она подвергнется критике со стороны израильских властей, а в преддверии выборов это крайне нежелательно для демократов. Получается такая тупиковая ситуация: конструктивные решения принять будет сложно, а неконструктивные будут блокироваться, — подытожил аналитик.