Жирное урегулирование: ученые развенчали одну из гипотез о действии кетодиеты

Помогает ли популярный стиль питания бороться с повреждением нервной ткани при инсультах
Мария Недюк
Фото: Getty Images/FreshSplash

Ученые выяснили, что кетодиета, изначально разработанная для лечения эпилепсии и, как предполагалось, способная защищать нервные клетки от нарушения обменных процессов, не помогает животным бороться с повреждениями нервной ткани, вызванными ишемическим инсультом. При этом такой тип питания меняет активность ряда генов в головном мозге, а также микробный состав кишечника. Однако среди всех этих изменений есть как благоприятные для организма, так и негативные — подробнее читайте в материале «Известий».

Что такое кетодиета

Ученые из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова с коллегами исследовали, как изменяется обмен веществ в головном мозге крыс после инсульта при обычном — богатом углеводами — питании и при кетогенной диете (низкоуглеводная с высоким содержанием жиров).

В эксперименте участвовало 54 животных. Половину из них (27 крыс) в течение двух месяцев кормили рационом, в котором жиры составляли 11% от всех соединений, белки — 24%, а углеводы — 65%. Еще 27 крыс такое же время содержали на кетогенной диете с 84% жиров, 11% белков и 5% углеводов. После этого у 19 грызунов из каждой группы питания искусственно пережимали среднюю мозговую артерию — сосуд, который поставляет кровь в боковые зоны коры мозга. Таким образом авторы смоделировали ишемический инсульт.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Спустя две недели после вмешательства биологи проанализировали активность генов в головном мозге крыс, чтобы понять, как изменились обменные процессы в тканях при разных режимах питания, а также после инсульта. Оказалось, что при обоих вариантах диеты инсульт привел к значительным перестройкам: при углеводной диете изменилась активность 10 449 генов, а при кетодиете — 11 389. Анализ показал, что сильнее всего активировались группы генов, участвующие в запуске воспаления, иммунном ответе, контроле сосудистой системы и развитии стволовых клеток. Всё это указывает на то, что в результате ишемического инсульта при обоих типах рациона в мозге развивается воспаление.

— Мы выявили ряд генов, активность которых меняется при кетогенной диете, а также перемены в микробном составе кишечника при таком типе питания, обилие жиров в рационе не помогло уменьшить вызванные инсультом повреждения в мозге. Поэтому нельзя сказать об однозначной пользе кетодиеты, и относиться к ней следует с осторожностью, — рассказал «Известиям» руководитель проекта, доктор биологических наук, профессор РАН, завлабораторией структуры и функции митохондрий НИИ физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского МГУ Егор Плотников.

Участники научного коллектива
Фото: Егор Плотников

Кроме того, исследование ткани мозга и наблюдение за поведением животных показали, что кетогенная диета не повлияла на объем повреждения и скорость восстановления двигательных функций у крыс после инсульта.

— В дальнейшем мы планируем подробнее исследовать отдельные молекулярные пути, на которые воздействует кетогенная диета, чтобы понять, почему она приводит к таким неоднозначным эффектам, — рассказал руководитель проекта Егор Плотников.

Справка «Известий»

Кетогенная диета — рацион, до 70–80% веществ которого составляют жиры, — была разработана для смягчения симптомов эпилепсии. Дело в том, что при таком питании в организм поступает мало углеводов, в результате чего в качестве источника энергии начинает использоваться не глюкоза, а преимущественно продукты переработки жиров. Они предотвращают появление неконтролируемой активности нейронов в головном мозге и, как следствие, возникновение судорог. На основании такого эффекта ученые предположили, что кетогенная диета может быть полезна при лечении и профилактике ишемического инсульта — состояния, при котором головной мозг получает недостаточно кислорода и питательных веществ из-за закупорки кровеносных сосудов. Однако до сих пор данные о том, как низкоуглеводный и богатый жирами рацион влияет на обмен веществ в клетках головного мозга и в организме в целом после инсульта, были противоречивы.

Можно ли лечить кетодиетой

В настоящее время кетодиетой продолжают лечить устойчивую к терапии эпилепсию, рассказала диетолог, гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук, ведущий специалист сети клиник «Семейная» Алена Поташева. В основном речь идет о пациентах в детском возрасте.

— Лечебное применение кетодиеты возможно и при некоторых онкологических заболеваниях, в особенности головного мозга. Но надо сказать, что лечебная кетодиета и та, о которой пишут в модных журналах, — это совершенно разные вещи. Потому что это очень точное, математически выверенное соотношение белков, жиров и углеводов под контролем анализов крови. То есть это очень сложная задача. Нельзя просто так взять и соблюдать эту диету, если она для лечебных целей, — сказала специалист.

Исследователи за работой
Фото: Егор Плотников

Исследование дает ценную информацию о влиянии кетогенной диеты на активность генов головного мозга после ишемического инсульта у крыс, рассказала «Известиям» врач-генетик, консультант по лабораторной медицине, эксперт Центра молекулярной диагностики ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Вероника Попова. Основной вывод исследования заключается в том, что кетогенная диета не обеспечивала никакой защиты от повреждения головного мозга или улучшения функционального восстановления после инсульта.

— В то же время кетогенная диета имеет перспективу для лечения других состояний, таких как метаболические расстройства. Некоторые исследования показывают, что кетогенная диета может помочь с потерей веса и улучшить маркеры метаболического синдрома. Также существует некоторый интерес к кетогенным диетам для облегчения таких состояний, как болезнь Альцгеймера, но необходимы дополнительные исследования, — отметила она.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

По ее словам, кетогенная диета может привести к недостаткам в незаменимых витаминах и минералах. Также некоторые люди испытывают запор, диарею или другие проблемы с пищеварением.

В работе принимали участие сотрудники Федерального исследовательского центра проблем химической физики и медицинской химии РАН, Российского университета дружбы народов и Воронежского государственного университета. Результаты исследования, поддержанного грантом президентской программы Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Brain, Behavior, and Immunity.