В наше время мы хорошо знакомы с понятием буллинга, когда дети начинают травить серстников, а иногда и учителя включены в этот жестокий процесс. Но, как ни странно, эта проблема касается не только несовершеннолетних, но и взрослых. Сотрудники также страдают от травли. Это явление называют «моббинг», и он чаще всего проявляется в рабочем коллективе. Об этом 22 октября «Известиям» рассказала психолог, гештальт-терапевт Елена Масолова.
«Как проявляется моббинг в коллективе? Про человека, который подвергся травле, начинают сплетничать и распространять преувеличенные или попросту ложные слухи. Утаивают важную информацию, например распоряжение руководителя. Наговаривают и врут о человеке. Не приглашают на посиделки или демонстративно уходят при появлении неугодного сотрудника», — объяснила она.
Специалист отметила, что моббинг — изощренное психологическое насилие в отношении работника, которого травят. Это может происходить со стороны и коллег, и руководителя, и подчиненных.
«Обычно это происходит для того, чтобы человек, подверженный травле, не выдержал и уволился. Но, может быть, и не такого кардинального воздействия хотят коллеги, они просто желают ослабить степень социального или профессионального влияния в коллективе этого сотрудника», — пояснила психолог.
По ее словам, выделают два вида моббинга — вертикальный (боссинг, от начальства к сотруднику или от коллег к новому руководителю) и горизонтальный (от группы коллег к одному сотруднику).
«Например, сначала в коллективе начинает ощущаться сильное эмоциональное напряжение, которое может вытекать из скрытого или незавершенного конфликта между сотрудниками. Потом появляются несправедливая критика или придирки в адрес «выбранной» жертвы, постепенно перерастая в психологическое насилие, которое проявляется в виде систематических насмешек и агрессивных выпадов. В этот момент жертва начинает себя чувствовать крайне некомфортно вплоть до психосоматических проблем со здоровьем», — предупредила Масолова.
Всё это приводит к социальной изоляции человека, который подвергается травле: его не приглашают на корпоративы, и он не получает положительной оценки своего труда. Сотрудник не в состоянии долго находиться в подобной ситуации и в итоге увольняется, дополнила она.
«Что же делать если в коллективе «живет» моббинг? Конечно, это системная проблема, и часто руководителю необходимо серьезно решать этот вопрос, ведь подобный процесс точно не способствует решению профессиональных задач, а ослабляет бизнес-процесс в целом. Может начаться текучка, падать выручка», — указала специалист.
Она обратила внимание на то, что моббинг очень редко возникает в новообразованных коллективах. Люди только познакомились, они еще не начали создавать коалиции. И здесь многое зависит от руководителя, который должен заниматься процессом командообразования для предотвращения возникновения травли.
«Главное, не скапливать внутреннее напряжение в коллективе, которое точно не будет сдерживаться вечно, оно обязательно потребует разрядки. И вот благодатная почва для моббинга поспела. В любом коллективе найдутся причины для недовольства, конфликтов. Здесь очень важно научиться эти конфликты не замалчивать, а проявлять в экологичном, конструктивном виде. Этому процессу, конечно, должен способствовать руководитель. И если появится сотрудник, который отличается поведением, внешностью или чем-то еще, это не будет вызывать агрессию», — сказала психолог.
Она сообщила, что причиной для травли может быть безделье, когда у сотрудников слишком много свободного времени на работе. Если каждый из коллектива занят своим делом, ему попросту некогда отвлекаться на сплетни и выискивание того, над кем бы поиздеваться.
«В травле ответственность несут обе стороны конфликта. И чаще человек, который подвергаются моббингу, тоже не без грешка. Реакция на его поведение может быть вызвана провокациями с его стороны, иногда бессознательными, в силу его детских травм. Обычно под травлю попадаются одни и те же люди, которые не способны отстаивать свои личные границы и постоянно находятся в состоянии «жертвы», как будто приглашая себя потравить», — заметила специалист.
Как уточнила Масолова, если вы поняли, что в отношении вас люди склонны проявлять психологическое насилие, не позволяйте унижать себя, давайте отпор и учитесь защищать свои границы. Для этого не нужны конфликты, можно спокойно, но жестко заявить о том, как неприемлемо с вами обращаться, не нарушая личных границ коллег.
«При предвзятом отношении со стороны руководителя постарайтесь перевести все задания и претензии к вам в письменную форму. Так будет сложнее предъявить вам некорректные претензии. Ваша задача — добросовестно выполнять свои обязанности и не сплетничать о других коллегах или начальнике», — добавила она.
Ранее, 21 октября, клинический психолог медицинской компании «СберЗдоровье» Дарья Яушева рассказала «Известиям» о том, какие факторы усугубляют депрессию. По ее словам, в таком состоянии нельзя социально изолироваться и подавлять эмоции. По словам специалиста, негативное мышление, чрезмерная самокритика и чувство вины — внутренние «саботажники», которые также мешают человеку увидеть выход из депрессии.