«Я умею собираться в кулак»

Чемпионка мира и Европы по художественной гимнастике Яна Кудрявцева — о чувстве предмета, упражнении с обручем под песню группы «Любэ» и морально-волевых качествах
Ксения Васильева
Фото: Олег Наумов/vfrg.ru

Несмотря на крайне нервозную предолимпийскую обстановку, российские спортсмены продолжают подготовку к главному старту года и побеждают на крупных международных турнирах. 13-кратная чемпионка мира по художественной гимнастике Яна Кудрявцева недавно стала девятикратной чемпионкой Европы, выиграв многоборье на соревнованиях в израильском Холоне. В интервью «Известиям» она рассказала, как чувствует себя после травмы, что думает о предстоящей Олимпиаде, а также почему больше всего любит упражнение с обручем.

— Из-за операции на ноге олимпийский сезон вы начали гораздо позже соперниц. Насколько тяжело втягиваться в соревновательный ритм после почти полугодового перерыва?

— Очень тяжело. У меня было мало стартов, и я только начинаю входить в форму, пока элементарно не хватает физической подготовки. Да, у меня есть такое качество — я умею собираться в кулак, умею концентрироваться. Но побеждать всё время только на морально-волевых качествах невозможно.

— У «художниц» всегда такой насыщенный календарь соревнований, что невольно возникает мысль — может, стоит себя поберечь в преддверии Олимпиады?

— Вы знаете, после того как случилась эта травма (на чемпионате мира-2015 Кудрявцева выступала с переломом. — «Известия») и после всего, что за ней последовало, я сейчас счастлива уже оттого, что могу выходить на ковер, могу выступать. До этого ведь у меня особо никогда ничего не болело, а тут перед олимпийским сезоном произошло такое. Очень тяжело было смириться с этим именно психологически, и восстановление проходило достаточно неприятно. Я знаю, что многие спортсмены, у кого были похожие травмы, не всегда с ними справлялись и просто заканчивали карьеру. Слава Богу, у меня пока все-таки получается. Мы с моим тренером (Елена Карпушенко. — «Известия») и Ириной Александровной (Винер-Усманова, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики и главный тренер сборной. — «Известия») всё проанализировали, всё взвесили и, как только я почувствовала, что азарт, силы возвращаются, приняли решение выступать. Я считаю, что выступать надо хорошо. Не хочу, если честно, занимать место в команде, которая отправится в Рио, за былые заслуги.

— Нога вас сейчас не беспокоит?

— День на день не приходится. После операции всё равно остается ощущение, что там что-то не так (улыбается), но в основном всё спокойно. И потом я считаю: раз уж приехал на соревнования, никого не должно волновать — болит у тебя что-то или нет.

— Наверное, и позиция лидера сборной ко многому обязывает?

— Дело не только в этом. К тому же у нас в команде уже много лет нет первого номера как такового. Как говорит Ирина Александровна, у нас всегда два лидера, а то и три. Сейчас это я, Маргарита Мамун, Саша Солдатова. Не могу сказать, что мы чувствуем какое-то нереальное давление. Всегда друг друга поддержим, подстрахуем. Я уронила предмет — Рита стала первая. И наоборот.

— Давно хотела спросить: вот это «чувство предмета», которым вы, как говорят специалисты, обладаете, врожденное качество?

— Возможно. Ловкость, координация — всё это очень важно, но всё равно нужна техника. Если я роняю предмет, то понимаю: где-то недоработала телом или просто трудный элемент еще не до конца выучила. Но это как раз нестрашно. Нужно просто всё проанализировать, «перекрутить» в голове, как говорит мой тренер, и всё будет нормально. Главное здесь — не паниковать. Гораздо хуже, когда не можешь, например, прыгнуть или что-нибудь еще в этом роде.

— Упражнение с обручем, которое вы исполняете под песню «Конь» группы «Любэ», если честно, пробирает до мурашек...

— И меня тоже (улыбается). Это, наверное, первая музыка, выступая под которую, я испытываю гордость за страну. Были сомнения вначале, что за границей не поймут эту композицию, потому что это для нас она такая... пронзительная, я бы так сказала. Но оказалось, что мы напрасно беспокоились. Важно ведь не только то, чтобы музыка была красивой или заводной, а еще и то, как ты передаешь ее энергетику, ее смысл. Обычно я не очень люблю выделять из своих программ какую-то одну, мне одинаково нравится работать со всеми предметами. Упражнение с мячом, например, я исполняю под Двадцать третий концерт Моцарта, с лентой — под вальс Сибелиуса, а под булавы мы вообще выбрали «космическую» музыку. Но сейчас на обруч выхожу с особым настроением.

— Мысли о надвигающейся Олимпиаде вас не замучили? А то Винер-Усманова утверждает, что все в сборной России думают и говорят об Олимпиаде уже четыре года.

— Конечно, выступать на Играх — мечта каждой спортсменки. У нас все соревнования — это этапы подготовки к Олимпиаде. Но мне кажется, что здесь сколько ни говори и ни думай, а всего всё равно не предусмотришь. Мне Женя Канаева (двукратная олимпийская чемпионка. — «Известия») много рассказывала про Игры, и я помню, как она выступала в Лондоне. Но пока не могу даже представить, что буду испытывать, если сама окажусь в Рио. Говорят, что в зале будет очень шумно и влажно, а это значит, что ленты будут тяжелеть и придется их всё время гладить. Но это всё детали. Я все-таки больше сейчас думаю о том, как набрать форму, чтобы в оптимальном состоянии подойти к Олимпиаде. И еще: главное, чтобы травм никаких не случилось.