Им без НАТОбности: Ирландия и Швейцария не собираются вступать в альянс

Почему их нейтралитет скорее формальность и какие еще угрозы несет расширение блока
Леонид Самуна
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

Ирландия и Швейцария не намерены вступать в НАТО, так как по-прежнему придерживаются позиции официального нейтралитета. Об этом «Известиям» сообщили в МИД двух стран. Экспертная группа при минобороны Швейцарии 29 августа представила доклад, в котором рекомендовала сблизиться с военным блоком. Бывший генсек альянса Андерс Фог Расмуссен в 2013 году заявлял, что двери НАТО открыты для Ирландии, а ее политики неоднократно высказывались за потенциальное членство Дублина в организации. Недавно, вопреки существовавшей десятилетия политике военного нейтралитета, участниками НАТО стали Финляндия и Швеция. На повестке и потенциальное присоединение Украины. Стоит ли ждать дальнейшего расширения блока и какие угрозы это создает Москве — в материале «Известий».

Какие страны сохраняют нейтралитет

Дублин не планирует вступать в Североатлантический альянс, так как сохраняет политику военного нейтралитета, сообщили «Известиям» в МИД Ирландии.

— Ирландия не входит в состав НАТО и не планирует вступать в эту организацию. Политика военного нейтралитета Ирландии уже давно стала важным направлением нашей независимой внешней политики. В соответствии с практикой сменявших друг друга правительств эта политика означает, что мы не участвуем в военных союзах или соглашениях о взаимной обороне, — отметили во внешнеполитическом ведомстве.

Там также добавили, что, несмотря на нейтральную позицию, страна намерена серьезнее отнестись к аспекту безопасности ввиду текущей ситуации на мировой арене.

— Хотя мы не планируем менять нашу политику военного нейтралитета, глобальный контекст безопасности обязывает нас как никогда серьезно относиться как к собственной безопасности, так и к ответственности перед нашими партнерами-единомышленниками, — подчеркнули в МИД Ирландии.

В Дублине заявили о военном нейтралитете и по отношению к конфликту на Украине, однако отметили, что политически Ирландия занимает исключительно прокиевскую позицию. Там считают, что «поддержка права Украины защищаться от нападения на ее суверенитет и территориальную целостность соответствует ст. 51 Устава ООН».

Стоит отметить, что военный нейтралитет Дублина достаточно гибкий. Он не закреплен на законодательном уровне. Официальные отношения Ирландии и НАТО начались еще в 1999 году, когда страна подписала программу «Партнерство ради мира», а также вступила в Совет евроатлантического партнерства альянса. Об «открытости дверей» для Ирландии впервые заявил бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен во время своего визита в Дублин в 2013 году. В январе 2015-го между Великобританией и Ирландией было подписано соглашение о взаимной обороне. Необходимо отметить и то, что ирландские военные входят в боевые группы ЕС в рамках общей политики безопасности и обороны.

После обострения украинского конфликта в 2022 году некоторые ирландские политики начали призывать Дублин вступить в военный блок. Интересно, что бывший премьер-министр республики Лео Варадкар ранее заявлял, что она должна присоединиться к НАТО, хотя потом изменил свое мнение. Бывший лидер партии лейбористов Ирландии Алан Келли говорил, что потенциальное членство в альянсе будет рассматриваться.

Берн также не намерен вступать в НАТО и отказывается от поставок какого-либо военного снаряжения и оборудования Киеву, заявили «Известиям» в МИД Швейцарии.

— Швейцария постоянно придерживается нейтралитета. В соответствии с законом о нейтралитете она не принимает участия в войнах между другими государствами, не вступает в военные союзы и одинаково относится ко всем воюющим сторонам в отношении экспорта вооружений. Поэтому вступление Швейцарии в НАТО и поставка военных материалов на Украину несовместимы с нейтралитетом, — подчеркнули во внешнеполитическом ведомстве.

Министерство иностранных дел, однако, отметило, что российско-украинский конфликт создает угрозу для самой Швейцарии, поэтому страна избирает путь политического сближения с европейскими партнерами, включая сотрудничество с Североатлантическим альянсом.

— По этой причине федеральный совет принял решение привести политику Швейцарии в области безопасности в соответствие с международным сотрудничеством, сохраняя при этом нейтралитет, — добавили в МИД Швейцарии.

Внешнеполитическое ведомство, вероятно, имело в виду презентованный 29 августа доклад рабочей группы при минобороны Швейцарии, в котором правительству было рекомендовано тесное сближение с НАТО и ЕС из-за «резкого ухудшения обстановки в Европе». Его собираются учесть в процессе формулирования новой концепции безопасности страны 2025 года.

«Политика нейтралитета должна быть пересмотрена, в большей степени сосредоточиться на функции безопасности и применяться с большей гибкостью. Большинство членов комиссии также рекомендуют внимательнее рассматривать политику нейтралитета через призму Устава ООН и учитывать различие между агрессором и жертвой», — подчеркивается в документе.

Помимо этого пункта в документе призывают к увеличению оборонного бюджета страны до 1% к 2030 году. Также предлагается смягчение законодательства, связанного с экспортом вооружения, которое действует уже свыше 25 лет. Более того, авторы документа хотят снять запрет на реэкспорт вооружения. В этом ключе необходимо отметить и то, что сама Швейцария сохраняет нейтралитет с 1515 года.

— Нейтральное государство — это уже штамп, который не соответствует нынешнему политическому развитию ситуации в области безопасности в Европе. Оттуда действительно идет активная поддержка — и экономическая, и политическая, поэтому, безусловно, они политически не нейтральны. Их отсутствие в НАТО закрепляет за ними нейтральный статус, хотя это не совсем верно, — сказал в беседе с «Известиями» старший научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Сергей Шеин.

По его мнению, дискуссии относительно потенциального членства в НАТО внутри этих стран будут идти и интенсифицируются, так как Европа, в частности Евросоюз (Швейцария не входит в ЕС), встает на военно-политические рельсы. Это видно и с точки зрения утверждения нового комиссара по обороне, и с точки зрения попыток наращивать военные расходы, интегрировать ВПК этих стран, считает он.

Расширение НАТО и угрозы безопасности России

Помимо Ирландии и Швейцарии военного нейтралитета придерживаются еще два европейских государства — Австрия и Мальта. В июле глава МИД Австрии Александер Шалленберг заявлял, что Вена не рассматривает членство в НАТО. Однако отметил, что Вена не отказывается от партнерства с альянсом.

«В военном плане мы нейтральное государство. Мы не планируем вступать в НАТО. Для нас архитектура европейской безопасности состоит не только из НАТО, но также из Европейского союза, из ОБСЕ», — сказал глава внешнеполитического ведомства.

Австрия участвует в программе альянса «Партнерство ради мира» с 1995 года и получает приглашения на ежегодные встречи. К слову, министр иностранных дел не поехал на саммит НАТО, который проходил с 9 по 11 июля в Вашингтоне.

Мальта же подписала декларацию относительно нейтралитета страны в 1981 году. В ней сказано, что Валлетта отказывается от участия в любых военных блоках. В 2021-м экс-глава МИД Мальты Эварист Бартоло в интервью «Известиям» сказал, что страна никогда не станет членом альянса.

— Каждый европейский нейтралитет имеет свою специфику. То есть Австрию нельзя сравнивать с Финляндией, а Швецию с Мальтой. Поэтому, мне кажется, перспектива расширения НАТО за счет этих четырех стран не очень вероятна. Более вероятно движение НАТО на Балканский полуостров или куда-то еще. Но членство той же Сербии в НАТО — довольно гипотетический вариант, — сказал в беседе с «Известиями» научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

В конце 2023 года группа нейтральных государств в составе Австрии, Ирландии, Мальты и Швейцарии направила в адрес НАТО письмо с предложением о расширенном сотрудничестве. После вступления в военный блок Финляндии и Швеции они позиционируют свою группу как «четверку западноевропейских партнеров». «Известия» направили запросы в МИД Австрии и Мальты для прояснения актуальной позиции по потенциальному членству в альянсе.

Финляндия и Швеция отказались от нейтралитета и одновременно подали заявку на вступление в блок 18 мая 2022 года. Хельсинки присоединился к нему 4 апреля 2023-го, а Стокгольм — 7 марта 2024-го. При этом Москву поразила скорость отказа этих стран от десятилетий нейтралитета, заявлял в 2023 году глава МИД РФ Сергей Лавров. По его словам, Россия будет делать выводы в зависимости от того, как НАТО будет осваивать финскую и шведскую территории.

Глава российского внешнеполитического ведомства также отмечал, что Москва будет учитывать членство Хельсинки в альянсе, если поступит предложение о нормализации российско-финских отношений.

— Если говорить о Финляндии и в какой-то степени о Швеции, здесь есть несколько измерений. РФ реагирует на их членство. Есть балтийское измерение, и, конечно, вступление Финляндии и Швеции меняет расстановку сил в акватории Балтийского моря. Это требует ответных мер Москвы, в частности, касающихся Калининградской области. Есть вопрос российско-финляндской границы. Создается новый военный округ, и эта граница будет укрепляться, по всей видимости, с обеих сторон. Кроме того, это неприятная перспектива милитаризации арктического региона, и здесь тоже принимаются превентивные меры, — считает Андрей Кортунов.

Впрочем, понять, почему РФ обеспокоена членством Финляндии в НАТО, нетрудно. У нас есть общая граница, и приближение военной техники Североатлантического альянса повышает риски для нашей страны, поскольку в случае размещения, например, ракет сокращается подлетное время до российских городов. Однако и вступление других государств, которые не находятся столь близко к РФ, вызывает тревогу.

И причина здесь не столько военная, сколько политическая. Ведь чем больше стран войдет в Североатлантический альянс, тем меньше будет европейских государств, которые в сложной геополитической ситуации могли бы взять на себя роль посредника. Достаточно вспомнить 2018 год, когда российская и американская стороны встречались в Хельсинки. Затем в 2021-м Владимир Путин в Женеве встретился с американским коллегой Джо Байденом. Сейчас ни Швейцария, ни уж тем более Финляндия не могут претендовать на роль медиаторов, поскольку Москва не испытывает доверия к этим странам. Поэтому расширение НАТО просто-напросто делает выход из нынешней ситуации более сложным, что в итоге сказывается на всей системе международной безопасности.

Украина и НАТО

Разумеется, самый актуальный вопрос для Москвы — потенциальное членство Украины в альянсе. Собственно, такие намерения частично и привели к началу проведения СВО российской стороной. Одна из целей военной операции РФ — нейтральный статус Украины. Киев по-прежнему не оставил желания вступить в НАТО, что подтверждается недавно обнародованным «планом победы» Владимира Зеленского в конфликте, где один из ключевых пунктов — немедленное приглашение Украины в военный блок. Генсек НАТО Марк Рютте, реагируя на план Зеленского, не обозначил точных сроков приглашения и принятия Киева в альянс.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Киеву необходимо «протрезветь» и осознать причины, приведшие к нынешнему конфликту.

— Исходя из того, что мы слышим и видим, я думаю, что Москва не согласится на немецкий сценарий завершения конфликта и включение оставшейся части Украины в НАТО. Нужно понимать, что тот торг и дипломатический переговорный процесс, который последует вместе с окончанием боевых действий, будут предполагать очень комплексное решение, которое будет включать и гарантии безопасности Украины, и архитектуру европейской безопасности, и вопрос снятия или ослабления санкций в отношении РФ, — сказал Сергей Шеин.

Эксперт пока не видит причин, чтобы отказываться от первоначальных целей, поскольку членство в НАТО подконтрольной Киеву части Украины — это в текущей конфигурации риски безопасности для РФ в целом, а в особенности для новых территорий.