«План победы» Владимира Зеленского, впервые обнародованный 16 октября, демонстрирует, что от Украины сейчас мало что зависит, заявили «Известиям» в Госдуме. Список требований, предусматривающий, в частности, приглашение Украины в НАТО и размещение на ее территории «неядерного сдерживающего пакета», в России назвали эфемерным. В Кремле отметили: настоящим мирным планом будет осознание Киевом бесперспективности той политики, которую он проводит, и пересмотр причин, приведших к конфликту. 17 октября Зеленский выступит с этим же планом на саммите ЕС в Брюсселе, однако символично, что перед его заявлением в раде на майдане собрался митинг: родственники пропавших без вести украинских военнослужащих просят вернуть их домой. Что еще включил в себя очередной план Киева и какой реакции стоит ожидать от Запада — в материале «Известий».
Основные пункты «плана победы» Украины
16 октября президент Украины Владимир Зеленский представил в Верховной раде свой новый «план победы», хотя он был анонсирован еще в конце августа, Зеленский и его команда долго сохраняли интригу и до конца не раскрывали его содержание. Показательно, что «план победы» Украины был предварительно согласован с лидерами западных партнеров Киева, в частности с президентом США Джо Байденом, премьер-министром Великобритании Киром Стармером и канцлером ФРГ Олафом Шольцем. 17 октября Зеленский лично представит план руководству Евросоюза, прибыв на саммит ЕС в Брюсселе.
«План победы» включает в себя пять основных пунктов. Во-первых, приглашение Украины в НАТО еще до окончания вооруженного конфликта. По мнению Зеленского, это стало бы «свидетельством решимости» и показало бы, как партнеры видят Украину в «архитектуре безопасности». Второй пункт подразумевает продолжение операций на территории России и снятие ограничений на удары по ее территории. Кроме того, он включает совместное с партнерами поражение российской авиации, расширение использования украинских дронов и ракет, а также доступ к разведданным. Согласно третьему пункту, Украина требует разместить на своей территории «комплексный неядерный стратегический сдерживающий пакет». Впрочем, что именно Киев хочет у себя установить, Владимир Зеленский раскрывать не стал. Четвертый пункт подразумевает усиление санкций против России и развитие экономического потенциала Украины. Наконец, в пятом пункте говорится, что после конфликта украинские военные могут «использовать свой опыт для укрепления обороны НАТО и Европы» и заменить контингент США.
Стоит отметить, что осуществление первых четырех пунктов рассчитано до завершения вооруженного конфликта. При этом в плане есть несколько «секретных» положений: второй, третий и четвертый пункты имеют приложения, которые предназначены только для партнеров. Так, например, подробности пункта «сдерживания» получили уже США, Великобритания, Германия и Италия, а также получат еще те, «кто готов помочь в концепции сдерживания».
Новый план Зеленского в целом не особо отличается от предыдущей «формулы мира», которую Киев продвигает с 2022 года. Но в последнее время «формула Зеленского» фактически перестала находить отклик на Западе. Так, к примеру, Швейцария, организовавшая в июне этого года саммит в Бюргенштоке, признала, что украинская «формула» — не единственный вариант разрешения конфликта. Недавно Берн открыто поддержал инициативу, продвигаемую Китаем и Бразилией.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала «план победы» набором бессвязных лозунгов. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал, что план «эфемерный».
— Столько недель ведется речь о некоем эфемерном мирном плане — скорее всего, это тот же план американцев воевать с нами до последнего украинца, который Зеленский закамуфлировал и назвал мирным планом. Какого-то иного плана там нет, — сказал он. — Но может быть иной план, который может быть действительно мирным: это осознание киевским режимом бесперспективности той политики, которую он проводит.
При этом показательна реакция западных стран, активно поддерживающих Украину. После выступления Зеленского на его идеи отреагировал премьер-министр Бельгии Александр де Кро. Он, в частности, заявил, что не уверен в успехе «плана победы» Зеленского. Примечательно, что спустя пару часов после выступления главы Украины канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что готов обсудить мирное урегулирование. Но не с Зеленским, а с президентом России Владимиром Путиным.
Стоит отметить, что «план победы» включает в себя несколько откровенно нереалистичных пунктов, один из которых — немедленное присоединение к НАТО. Как минимум, по действующему уставу альянса в него не могут вступить страны, на территории которых идет неурегулированный конфликт. Словно в подтверждение этому после выступления украинского лидера постпред США при альянсе Джулианна Смит заявила, что ситуация на текущий момент не располагает к приглашению Украины в блок.
На Западе уже неоднократно говорили о нереалистичности плана. Так, по словам обозревателя WP Ишана Тарура, «по обе стороны океана нарастают цинизм и усталость, и даже некоторые из самых ярых сторонников Украины признают, что время, отпущенное Западу на поддержание войны Киева, истекает». Он также пишет, что «план победы Зеленского, скорее всего, будет далек от той реальной победы, на которую многие надеялись».
Раскритиковали список требований и на Украине. Так, к примеру, депутат рады Алексей Гончаренко (внесен в РФ в перечень террористов и экстремистов) назвал этот план нереалистичным, пустыми словами и лишь желаниями Украины. Также в обществе в последнее время всё больше растет недовольство Зеленским. Стоит подчеркнуть, что буквально в то же время, когда украинский лидер выступал в раде, на майдане собрались на митинг родственники пропавших без вести бойцов ВСУ. Покинувший Украину депутат рады Артем Дмитрук опубликовал фото митингующих, на кадрах видно несколько сотен человек.
В целом новый план Зеленского лишь демонстрирует, что он пытается возложить на Запад всю ответственность, говорит «Известиям» депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета по обороне Алексей Журавлев.
— Давно было ясно, что план Зеленского заключается в единственном слове «дай», обращенном к западной публике. В этом «плане победы» нет ничего, касающегося Украины. Всё зависит только от партнеров, от Киева не зависит ничего, собственно. Странный очень план, в котором Украине отводится роль только пойти и умереть, — сказал он.
При этом Зеленский сам подчеркивает, что его план зависит от Запада, говорит «Известиям» экс-депутат Украины Спиридон Килинкаров.
— Каждый пытается переложить друг на друга ответственность за поражения. Никакой конкретики в этом плане нет, я не говорю уже о победе. Зеленский даже не обрисовал контуры будущего Украины. Народ не услышал ничего нового для себя, — сообщил он.
Вполне очевидно, что Запад на этот план не будет реагировать никак, кроме дежурных фраз в духе «мы продолжим поддерживать Украину», считает экс-депутат. А так у «партнеров» нет ни возможности, ни желания что-то предложить Киеву.
Осуществимы ли предложения Зеленского
Стоит отметить, что многие пункты плана, включая будущее вступление в НАТО, уже стали рефреном в выступлениях Зеленского. Например, он акцентировал внимание на давно наболевшей для него теме — разрешить удары дальнобойным оружием по территории РФ. Западные партнеры по-прежнему официально его не дают. В частности, ради этого, как ожидалось, в сентябре премьер-министр Великобритании Кир Стармер поехал в США на переговоры с главой Белого дома Джо Байденом. Однако встреча лидеров ничего не поменяла.
Подходы Штатов к ограничению использования Украиной дальнобойного американского оружия остаются прежними, заявила после выступления Зеленского постпред США при НАТО Джулианн Смит. При этом она напомнила, что Вашингтон разрешил Киеву использовать американское дальнобойное оружие в окрестностях и для защиты Харькова.
— Запад, поставляя ракеты большой дальности, уже дает зеленый свет на их применение. Просто пока применять их по нашей территории Украина не может ввиду отсутствия самолетов-носителей. Но главное, что их надо кому-то обслуживать перед полетом и по возвращении, а для этого надо знать английский военно-технический язык, которым украинцы не владеют. Киев уже запросил у американцев таких специалистов, но Вашингтон пока не предоставляет их, потому что понимает, что русские будут наносить ракетные удары по аэродромам базирования этих самолетов. А подставлять своих людей под наши ракеты в США не хотят, — пояснил «Известиям» военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин.
Явным сдерживающим фактором сейчас видится обновление Россией ядерной доктрины. Теперь, если государство, не обладающее ядерным оружием, нападает на РФ с поддержкой государства, обладающего ЯО, то Москва вправе применить ядерное оружие.
При этом Зеленский высказал и пару новый идей. К примеру, Украина предлагает разместить на своей территории неядерный стратегический пакет сдерживания. Вероятнее всего, это некое комплексное решение, предположил военный эксперт Дмитрий Корнев.
— А может быть, только системы вооружений в определенных количествах, которые должны находиться в распоряжении ВСУ на территории Украины. И, вероятно, их сдерживающие возможности должны быть такими, чтобы гарантировать безопасность. Это могут быть оперативно-тактические ракеты, самолеты с соответствующим вооружением, системы ПВО в комплексе. Это могут быть воинские части, украинские, а в перспективе и не только, которые обеспечивают неядерное сдерживание, — подчеркнул эксперт.
Зеленский также заявил, что украинский опыт должен гарантировать безопасность в Европе. После завершения вооруженного конфликта он предложил «в случае согласия партнеров» заместить отдельные контингенты военных США в Европе украинскими подразделениями.
— Никто не знает, останется ли Украина как государство или как какое-то политическое образование после окончания конфликта. Да и предлагать Киеву свои услуги странно, он себя защитить не может. Просит Запад, чтобы ему присылали технику и людей, — обратил внимание Виктор Литовкин.
Он напоминает, что те же сложные виды боевой техники, то есть самолеты F-16, ЗРК Patriot, РСЗО HIMARS, обслуживают иностранные специалисты, а не украинские. По его мнению, такая оценка боевого опыта украинцев — попытка выдать желаемое за действительное.