Россия активно работает с вовлеченными в конфронтацию на ливано-израильской границе сторонами, в том числе с израильскими представителями, для установления режима прекращения огня. Об этом в интервью «Известиям» заявил посол Ливана в РФ Шауки Бу Нассар. Дипломат также отметил, что боевые действия шиитского движения «Хезболла» против Израиля были вызваны продолжающейся агрессией еврейского государства в отношении Палестины и Ливана. А все попытки ЦАХАЛ продвинуться вглубь территории Ливана были отбиты бойцами «Хезболлы». При этом посол подчеркнул, что военными действиями Израиль не сможет обеспечить безопасное возвращение мирных граждан в свои дома на севере страны.
«Хезболла» взяла на свои плечи противостояние агрессору»
— Первый вопрос, который возникает относительно трагических событий в Ливане, — почему юг страны сейчас защищает «Хезболла», а не ливанская армия?
— События, которые происходят на юге Ливане, начались 8 октября прошлого года, когда «Хезболла» решила поддержать палестинских братьев в секторе Газа.
Почему «Хезболла» это сделала? Шиитское движение уже долгое время, а именно с войны 2006 года, дислоцируется на юге Ливана. Члены «Хезболлы» — уроженцы местных деревень и городов. Именно они там живут, испытывают все тяготы, связанные с агрессией Израиля на территории нашей страны, именно они постоянно становятся жертвами преступлений Израиля. Поэтому «Хезболла» и взяла на себя противостояние агрессору.
К сожалению, по нескольким причинам ливанская армия недооснащена необходимым образом для противостояния израильскому агрессору. Западные и некоторые другие страны не согласны на поставки ливанской армии современного вооружения, с помощью которого мы были бы способны противостоять Израилю. Наша армия — одна из самых развитых в регионе, но ее численность мала.
«Хезболла» же получала со стороны Ирана передовые, в том числе тяжелые, виды вооружений, ракеты, финансирование, ее члены проходили подготовку. Это не секрет. В 2006 году «Хезболла» смогла противостоять Израилю, когда он пытался вторгнуться в Ливан. Движение разгромило израильскую армию, выдавило ее, нанесло ей серьезные потери.
Тогда Совбез ООН принял резолюцию 1701, которая установила условия постоянного прекращения огня на основе согласия ливанского правительства и Израиля.
Справка «Известий»Резолюция Совета Безопасности ООН 1701 была принята 11 августа 2006 года и касалась прекращения боевых действий между Израилем и «Хезболлой» после Второй ливанской войны.
Помимо прекращения огня и вывода израильских войск с ливанской территории документ предусматривает развертывание армии Ливана и миротворческих сил ООН (ВСООНЛ) на юге страны вместе с разоружением всех группировок и отводом подразделений «Хезболлы» от границы за реку Литани в глубину территории Ливана.
С 2006 года в этом регионе была достигнута определенная стабилизация. Серьезных инцидентов не было до октября 2023 года, когда началась война в Газе. «Хезболла», как ливанская фракция, вызвалась помочь своим братьям в Газе. Это не согласовывалось с правительством и армией Ливана. «Хезболла» приняла это решение и 8 октября начала операции против Израиля.
А еврейскому государству не нужен был повод для атаки на Ливан. Оно регулярно нарушает суверенитет Ливана. С момента принятия в 2006 году резолюции 1701, которая требует от Ливана и Израиля прекращения агрессивных действий в отношении друг друга, наша страна полностью следовала этим предписаниям. Израиль же с того момента и до настоящего времени нарушил воздушное, морское и сухопутное пространство Ливана более 35 тыс. раз.
К сожалению, агрессор считает себя государством выше закона, не уважает международное, гуманитарное право. И Запад его полностью поддерживает. США и Британия прибегают к праву вето, когда дружественная нам Россия пытается продвинуть проекты резолюций с осуждением Израиля или вынуждающие его прекратить свою агрессию.
— Ливан — жертва или виновник нынешней эскалации? Как правительство страны отнеслось к решению «Хезболлы» начать боевые действия с Израилем?
— Конечно, Ливан — жертва. Даже после 2006 года Израиль продолжает оккупацию ливанских территорий на юге, удерживая Мазария-Шабъа, Кафр-Шуба. Он отказывается уходить оттуда, как того требуют резолюции ООН.
Ливанское общество разделяется в вопросе поддержки операций «Хезболлы». Есть те, кто поддерживает движение, а есть и другие, которые вступают против. Это нормально для демократического государства. Население Ливана — порядка 5,5 млн человек. В стране проживают представители 18 конфессий, различных течений христианства и ислама.
Различные культуры — это источник богатства Ливана, но в то же время он приводит к расколам. Когда «Хезболла» вызвалась помочь братьям в Газе, общество разделилось. Правительство и армия Ливана не принимали такое решение. Но это стало результатом продолжающейся агрессии Израиля как в Палестине, так и в Ливане.
«Среди израильских солдат потерь гораздо больше»
— Наземная операция в Ливане длится меньше недели, но уже есть сообщения о десятках раненых и убитых с израильской стороны. Как вы считаете, Израиль может расширить военную операцию?
— Как я говорил, правительство Израиля совершает все виды агрессии и преступлений в отношении Ливана и Палестины. Оно уже на протяжении месяца наносит авиаудары по гражданской инфраструктуре Ливана, несколько недель назад армия агрессора активизировала обстрелы южных деревень и южного пригорода Бейрута. В результате одного из таких обстрелов был убит генеральный секретарь «Хезболлы» Хасан Насралла.
Израиль совершает эти преступления, не боясь какого-либо наказания. США защищают Израиль и в военном отношении, и в дипломатическом — на заседаниях Совбеза ООН.
Что касается наземной операции, Израиль пытается продвинуться, но у него не получается. В настоящий момент на ливанской территории нет израильских солдат. В течение последних дней Израиль совершил попытки войти в некоторые деревни. Он столкнулся с бойцами «Хезболлы», которые хорошо подготовлены для отражения наземной операции ЦАХАЛ. «Хезболла» нанесла им огромные потери. Среди израильских солдат потерь гораздо больше, чем об этом объявляется публично.
Конечно, это не означает, что наземная операция может прекратиться. Я считаю, что Израиль продолжит попытки войти в Ливан с помощью наземной операции и оккупировать наши территории. Таким образом он пытается надавить на ливанское правительство и «Хезболлу», чтобы навязать свои условия.
Но наш народ защитит свою землю. Даже если в Ливане расходятся мнения относительно участия «Хезболлы» в поддержке палестинского сопротивления, то в вопросе борьбы с оккупацией мнение едино. Ливанский народ, представители всех его конфессий, отвергает оккупацию любой части территории государства.
Раз Израиль решил войти на территорию нашей страны, то ливанский народ сохраняет право на самооборону в соответствии со всеми нормами международного права. Если сионисты продолжат свои попытки войти в Ливан и контролировать его территорию, то они заплатят за это огромную цену. Израиль превосходит нас по технологиям, по авиации, но «на земле» есть силы сопротивления Ливана. Есть ливанские герои, готовые отдать свою жизнь ради защиты земли и родины.
— Есть ли у вас информация о пленных с обеих сторон конфликта?
— Сейчас нет пленных ни с ливанской, ни с израильской стороны. Потому что, как я уже сказал, наземное сражение находится только в начальной стадии. Операции по заходу на территорию Ливана провалились. Но, несомненно, при продолжении боевых действий пленные будут. Ливанская сторона использует все средства для защиты своей земли, суверенитета, независимости.
Как мы знаем, десятки тысяч поселенцев на севере Израиля покинули свои дома из-за взаимных обстрелов ЦАХАЛ и «Хезболлы». Израильское правительство заявляет, что одна из целей операции — возвращение этих жителей в свои дома. Однако это невозможно без политического решения, военной силой этого не добиться — можно только увеличить количество перемещенных лиц.
Возможно только политическое решение, основанное на международно-правовой базе и особенно резолюции Совбеза ООН 1701, которой придерживается ливанское правительство.
Кстати, я должен отметить, что правительство Ливана на прошлой неделе, подтверждая свою приверженность резолюции 1701, организовало призыв 1,5 тыс. добровольцев на военную службу в качестве укрепления армии Ливана, дислоцированной на юге страны.
«Россия работает со всей решимостью, чтобы призвать к прекращению огня»
— Какую роль может сыграть Россия в достижении режима прекращения огня на границе?
— Россия — великая и дружественная страна, она всегда стоит на стороне Палестины, поддерживает Ливан. Это высоко ценится ливанским народом. Что касается роли Москвы в обеспечении прекращения огня, то, конечно, у нее есть влияние и контакты в регионе.
На этой неделе я провел несколько встреч с российскими официальными лицами: министром иностранных дел Сергеем Лавровым, спецпредставителем президента по Ближнему Востоку и странам Африки [заместителем министра иностранных дел] Михаилом Богдановым и другими. Я попросил российских друзей активизировать усилия ради того, чтобы защитить Ливан и остановить эскалацию в регионе.
Я услышал от Лаврова и других российских политиков, что Россия со всей решимостью работает с определенными сторонами, в том числе с израильскими представителями, чтобы призвать к прекращению огня и избежать эскалации военных действий.
Мы высоко ценим заявления МИД России о поддержке и солидарности с Ливаном, об осуждении израильской агрессии и политических убийств, которые осуществляет еврейское государство. Россия, как мировая держава, может сыграть большую роль посредством контактов с определенными сторонами, особенно с Израилем, для того, чтобы дать понять: военные действия не принесут решения.
— Вы говорили, что Ливан готов помочь России в вопросе эвакуации россиян. Какие шаги предприняло ливанское правительство по этому вопросу?
— Сейчас российское правительство еще не приняло решения об эвакуации россиян из Ливана. Вчера в Бейрут прибыли самолеты с 35 тыс. т гуманитарной помощи. Мы благодарны за это правительству и президенту РФ.
Обратным рейсом в Россию вывезено около 60 граждан РФ из числа членов семей российских дипломатов. Но решение об эвакуации пока не принято.
— Сейчас набирает активность дипломатическая деятельность по разрешению политического кризиса в Ливане. Всё интенсивнее идут разговоры о возможности проведения президентских выборов в стране. Как вы считаете, может ли эта война закончиться новым договором, по аналогии с Таифским соглашением, прекратившим гражданскую войну в Ливане и установившим новую политическую систему в стране?
— Эта война — одна из самых опасных со времен обретения Ливаном своей независимости. Она угрожает территориальной целостности, национальному единству страны. Я не думаю, что есть связи между выборами президента и нынешней войной. Как мы знаем, президентский вакуум в Ливане длится уже два года. Это результат политических разногласий в Ливане.
Я, как и другие ливанцы, надеюсь, что эта война ускорит проведение выборов, потому что наличие президента республики — это основной и очень важный фактор для политического равновесия и международных связей.
В завершение интервью мне бы хотелось дать последние данные по жертвам агрессии, которые я получаю от ливанского правительства. До вчерашнего дня (интервью состоялось 4 октября. — «Известия») число жертв достигло 1974 человек, большинство из них — это гражданские, женщины и дети. Более 10,3 тыс. были ранены. 1,2 млн человек покинули свои дома на юге Ливана и в южных пригородах Бейрута.
Эта катастрофа должна быть остановлена с помощью международного давления и работы Совета Безопасности ООН.