Ставка на аренду: РФ и Финляндия сохранят договор по Сайменскому каналу

Почему Хельсинки и Москва, несмотря на сложные отношения, не идут на разрыв соглашения
Семен Бойков
Фото: ТАСС/Юрий Белинский

Судоходство через Сайменский канал сохраняется: посольство РФ в Хельсинки сообщило «Известиям», что договор об аренде Финляндией этого водного маршрута продолжает действовать. При этом республика прекратила взаимодействие с РФ по линии консультативного совета по работе канала. В диппредставительстве отметили, что эти действия не означают шаг к разрыву соглашения об аренде. В российском парламенте же не исключают возможность его денонсации. В экспертном сообществе считают, что Хельсинки и Москва не пойдут на разрыв договора, поскольку это не отвечает их национальным интересам.

Перспективы разрыва договора об аренде Сайменского канала

В середине сентября правительство Финляндии сообщило о решении временно приостановить работу консультативного совета по работе Сайменского канала. Власти уточнили, что его деятельность в основном была сосредоточена на предоставлении информации о ситуации в самом канале и финском регионе Сайма.

Однако действия Хельсинки вряд можно рассматривать как шаг в сторону разрыва договора об аренде Финляндией российской части Сайменского канала. В посольстве РФ в Хельсинки сообщили «Известиям», что документ продолжает действовать.

— Консультативный совет по Сайменскому каналу, решение о приостановке работы которого было принято в сентябре, является не двусторонней структурой, а чисто финским национальным совещательным органом, сформированным при министерстве транспорта и связи Финляндии для обмена информацией между властями, региональными организациями и бизнесом. Российские представители в состав совета не входили, — заявили в диппредставительстве. — Касательно договора об аренде Финляндией российской части Сайменского канала хотели бы отметить, что соглашение продолжает действовать. О каких-либо намерениях финской стороны по его возможной денонсации посольству неизвестно.

Сайменский канал представляет собой водный маршрут протяженностью более 50 км, который проходит через границу Финляндии и РФ от города Лаппеенранта через Выборг к Финскому заливу.

Справка «Известий»

Сайменский канал был прорыт и обустроен еще в 1840–1850-х годах. После советско-финской войны большая его часть отошла СССР вместе с Выборгом. В 1963 году СССР и Финляндия заключили договор об аренде Сайменского канала на 50 лет, после чего финны провели полную модернизацию судоходной артерии. В 1968-м обновленный канал с восемью большими шлюзами был вновь открыт для навигации. Договор об аренде Финляндией российской части Сайменского канала был продлен в начале 2010-х годов. Согласно ему, финская сторона арендовала до 2063 года 19,6 км российской части канала от шлюза «Брусничное» (Нуйямаа) и прилегающую территорию. Из общей протяженности канала Финляндии принадлежит 23,3 км, а России — 34 км, в том числе 14,4 км подходного фарватера в Выборгском заливе. Годовая плата за аренду — €1,22 млн с пересмотром каждые 10 лет.

После того как Финляндия подала заявку на вступление в НАТО в 2022 году, в РФ заговорили о возможности денонсации соглашения. Об этом, в частности, заявляли депутаты Госдумы от КПРФ и «Справедливой России — За правду». Хотя в парламенте отсутствуют публичные дискуссии по этой теме, вопрос денонсации договора всё равно стоит на повестке дня. Член комитета по международным делам Госдумы Мария Бутина считает, что поскольку финская сторона отказалась от политики военного нейтралитета, обеспечивавшей ей безопасность на протяжении более чем 75 лет, это «не может оставаться без жесткого ответа, призванного защитить национальные интересы России».

— В свете безрассудного решения Финляндии вступить в НАТО мы не исключаем возможности пересмотра договора об аренде Сайменского канала, — сказала она «Известиям». — Денонсация соглашения может стать асимметричным и вполне закономерным ответом на возникшую абсурдную ситуацию, в которой, несмотря на прекращение всех транспортных связей с Финляндией, мы продолжаем облегчать ей доступ к центральным регионам через нашу территорию.

В мае 2022-го губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко допускал, что аренда Финляндией российского участка Сайменского канала может осложниться в случае ее вступления в альянс. При этом официальных заявлений о том, что РФ хотела бы изменить или расторгнуть договор, не было. Кроме того, каких-либо резких слов не звучало и от властей Финляндии. Ранее в правительстве страны отмечали, что хотели бы продолжить сотрудничество с РФ в прежнем режиме и не видят необходимости «что-то менять».

«Известия» направили запрос в министерство транспорта и коммуникаций Финляндии, а также в посольство республики в Москве.

Почему РФ и Финляндия не разрывают договор об аренде

До весны 2022-го по каналу ежегодно проходило около тысячи грузовых и сотни прогулочных судов. За год по нему перевозили по 1,5 млн т грузов в обе стороны. Хотя правительство Финляндии ежегодно открывает судоходство по Сайменскому каналу (сейчас судоходный сезон действует до 31 декабря), на практике он фактически не используется.

— Сайменский канал был построен для вывоза грузов из водной системы Сайменского озера в Финский залив Балтийского моря. Но сейчас он реально не используется для перевозки грузов. Использование его по частям для туристических перевозок тоже не реально, хотя ранее в определенный период он функционировал как туристический маршрут, — заявил «Известиям» президент российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич. — Если сейчас Финляндия будет активно использовать канал, ее могут обвинить в том, что она торгует с Россией и «финансирует Путина». Хотя это совсем небольшие деньги и грузы. Кроме того, европейские компании отказались страховать грузы, перемещаемые по этой водной артерии.

Формальная денонсация договора об аренде, безусловно, может стать юридическим основанием для официального прекращения судоходства через Сайменский канал. При этом аналитик считает, что Финляндия не заинтересована в разрыве этого соглашения, поскольку в Хельсинки рассчитывают на нормализацию отношений с РФ в будущем.

— Я исхожу из того, что финны как неофиты НАТО, участвуя во всех пропагандистских кампаниях против России, чуть более сдержанны и умнее, чем, например, эстонцы, которые ведут себя откровенно глупо, угрожая России превентивным ударом, — отметил он. — Финляндия, безусловно, имела положительный опыт нейтралитета, когда никто не влезал в ее суверенитет, но она получала гигантские дивиденды от торговли с Советским союзом, и в серьезных бизнес-кругах об этом еще будут долго помнить. И если появится возможность к этому вернуться, они это сделают.

На нормализацию отношений с Финляндией рассчитывают и в России, считает аналитик Института международных исследований МГИМО МИД России Никита Липунов. Кроме того, Москва не хочет потерять доход от аренды.

— Финляндия ежегодно выплачивает России за аренду около €1,2 млн. И эта аренда долгосрочная — вплоть до 2062 года. РФ не сжигает мосты, как это делают западные страны, и все равно не исключает возобновление приграничного сотрудничества после завершения текущего кризиса. Но главное здесь — экономическая составляющая, — сказал он «Известиям».

В целом сейчас между Россией и Финляндией действует около 90 межгосударственных и межправительственных документов. При этом Москва и Хельсинки за последние два года уже денонсировали некоторые договоры. Так, в начале этого года на фоне закрытия Финляндией всех КПП на границе с Россией прекратило действие соглашение о приграничном сотрудничестве.

Ранее в МИД Финляндии заявили, что отношения с РФ останутся замороженными до тех пор, пока ведется СВО на Украине. В Хельсинки отмечают, что планируют сохранять с Россией только дипломатические отношения и необходимое сотрудничество между властями, в том числе на границе.

На фоне этого республика продолжает укреплять границу с Россией. Недавно стало известно, что Финляндия намерена увеличить высоту заграждений до 3,5 м и сделать более густой металлическую сеть. По данным погранслужбы страны, к концу 2026 года на восточной границе в общей сложности будет построено 200 км укреплений.

Кроме того, Финляндия продолжает наращивать отношения с США. Вступление страны в НАТО позволило Хельсинки заключить с Вашингтоном соглашение об оборонном сотрудничестве, в соответствии с которым американская сторона получит доступ к 15 военным объектам страны. Кроме того, по данным финских СМИ, в республике может появиться бронетанковая бригада НАТО численностью от 4 тыс. до 5 тыс. военнослужащих. Журналисты отмечают, что она будет подчиняться штабу альянса, который планируется разместить в городе Миккели примерно в 140 км от границы с РФ.

Кроме того, в Финляндии в последнее время участились военные учения вблизи российской границы. Так, 6 сентября заканчивается серия маневров, в которых с 31 августа приняли участие порядка 3,2 тыс. человек и около 500 единиц техники. За прошедшее лето в приграничных с РФ районах учения с привлечением военной техники прошли как минимум дважды.

Как ранее заявил «Известиям» помощник президента и председатель Морской коллегии Николай Патрушев, Запад стремится лишить Россию выхода в Балтийское море, превратив его во «внутреннее море» альянса, используя для этого новоиспеченные страны НАТО — Швецию и Финляндию.