На дне независимости: зачем продвигается «украинская» версия диверсии на «Северных потоках»

Киевом прикрывают акт промышленного терроризма
Андрей Кузмак
Фото: Global Look Press/Stefan Sauer

К годовщине взрывов на газопроводах «Северный поток» правительство Германии сообщило о нескольких ордерах на арест в связи с продолжающимся расследованием. В то же время немецкие СМИ вбросили новую версию произошедшего. Это по-прежнему «группа частных лиц» с украинским паспортом, однако некоторые важные подробности серьезно изменились. С чем это связано и кто в конечном счете будет нести политическую ответственность, разбирались «Известия».

Здесь глубоко?

На протяжении двух лет тема диверсий на «Северных потоках» освещалась в западных СМИ крайне скупо. Расследование, начатое прокуратурой Германии, носило чрезвычайно закрытый характер. Тем не менее версия о группе украинских дайверов в итоге стала единственной обсуждаемой.

На этой неделе Spiegel, ссылаясь на источники внутри следствия, изменил некоторые важные детали. Издание сообщает, что Владимир Зеленский был не в курсе подготовки к операции, а курировал ее тогдашний главком ВСУ Валерий Залужный. Между тем еще месяц назад американские СМИ докладывали об обратном. В этой версии Зеленского остановило предостережение, поступившее из ЦРУ. Впрочем, в обоих сценариях ответственность за подрыв (кроме «группы энтузиастов» на парусной яхте) несет Валерий Залужный. Он или ослушался приказов из Лэнгли (где находится штаб-квартира ЦРУ), или проигнорировал приказ главнокомандующего. Также ничего о происходящем не знал и Джо Байден, в феврале 2022 года обещавший Олафу Шольцу «покончить с Северным потоком».

Фото: Global Look Press/Danish Defense Ministry

Как было неоднократно признано экспертами, украинская версия диверсии совершенно не выносит критики. Начиная с этапа проекта (план, если верить источнику WSJ, был придуман «во время крепкой пьянки»), подготовки (никем не замеченная покупка в даркнете и транспортировка 1,5 т взрывчатки на парусной яхте без оборудования) и заканчивая отсутствием у членов «частной группы» навыков скоростного сверхглубокого погружения на 120 м.

Между тем, как косвенно следует из утечек в европейские и американские СМИ, именно эту версию прокуратура ФРГ продолжает считать основной.

В заявлении пресс-бюро Службы внешней разведки России указывается, что перед следственными органами Германии поставлена задача до конца года подогнать решение под готовый ответ, чтобы обезопасить таким образом и без того хрупкое евроатлантическое единство. В то же время СВР отмечает, что в самой Германии достаточно политиков, открыто требующих по-настоящему объективного расследования.

Например, сопредседатель АдГ Тино Хрупалла, заявивший, что «Северные потоки» были взорваны «врагами энергетической независимости Германии». При этом для правительства страны (напомним, крупнейшего европейского союзника Украины) ход следствия и его результат, кроме прочего, являются еще и инструментом политического влияния на Киев, отмечает научный сотрудник Центра Европейских исследований ИМИ МГИМО Артем Соколов.

Фото: Global Look Press/Stefan Sauer

— Оппозиционные политические силы, «Альтернатива для Германии» и «Союз Сары Вагенкнехт», неоднократно призывали к объективному разбирательству. С другой стороны, ход нынешнего расследования остается по-прежнему максимально непубличным, в чем заинтересовано руководство страны. В то же время сам факт расследования является в известной степени инструментом манипуляции в руках Берлина, как в отношениях с украинской стороной, когда речь заходит об объемах немецкой помощи, так и в диалоге с евроатлантическими союзниками, — комментирует эксперт.

Козел отпущения

С учетом того, как меняется в последнее время образ Украины и лично Владимира Зеленского на Западе, вопрос ответственности за крупнейшую экологическую катастрофу XXI века постепенно перестает быть просто объектом бесплодных дискуссий в медиа. С другой стороны, вновь на поверхность публичных обсуждений всплывает вопрос суверенности Киева в принятии решений. Особенно когда речь заходит о столь крупных операциях.

По мнению военного эксперта Олега Шаландина, с самого начала СВО Украина не имеет никакой свободы в руководстве процессами.

— Не уверен, что с ними вообще кто-то консультируется по большинству вопросов. Полагаю, украинские власти вначале ожидали, что их полномочия будут шире. Украиной НАТО просто прикрыла свою операцию по промышленному терроризму, чем и являлась диверсия на «Северных потоках». В то же время я уверен, что в распоряжении военно-политического руководства России есть вся информация о том, кто инициировал и кто в действительности осуществлял подрыв, — заключил собеседник «Известий».

В этом контексте версия, представляемая в европейских мейнстрим-медиа, как будто опровергает все опасные для инициаторов и исполнителей операции утверждения: Байден и Зеленский были не в курсе, ЦРУ выступило против, но попытки препятствовать самодеятельности коллектива украинских водолазов провалились. Помешать им подойти на груженном 1,5 тыс. кг октогена паруснике, заложить в трех местах взрывчатку и после этого незаметно скрыться не удалось. Вся ответственность перекладывается на отправленного в отставку Залужного, которого, как сообщается, не смог остановить даже впоследствии проинформированный Зеленский.

Фото: Global Look Press/Stefan Sauer

Примечательными в этом смысле выглядят июньские сообщения одного из крупнейших медиа Нидерландов, NOS, о том, что информацию о подготовке диверсии в ЦРУ передала Служба общей разведки и безопасности королевства. О том же она предупредила власти Германии.

Еще одним обращающим на себя внимание обстоятельством является и фактическое обвинение в адрес Польши. Ведь, по сообщениям немецких и датских СМИ, 21 июня Берлин передал Варшаве европейский ордер на арест одного из подозреваемых — Владимира Журавлева, но этот запрос был проигнорирован польскими правоохранителями, что позволило гражданину Украины беспрепятственно покинуть ЕС.

— Совершенно очевидно, что эти теракты организованы США, Великобританией, возможно — при участии региональных государств. Украина выступает исключительно в роли маскировки, витрины операции. Ответственность Киева, по этому замыслу, позволит свести более важный вопрос — вопрос архитектуры глобальной безопасности — к разговору только об урегулировании конфликта Москвы и Киева. Такого рода договоренности, заключенные через своего прокси, Запад легко может в последующем игнорировать. К тому же это еще один, пока скрытый, инструмент слива Зеленского, которого в будущем легко можно будет обвинить в терроризме, когда появится необходимость создать иллюзию «перезагрузки», — резюмирует эксперт.