Совет Федерации проведет ревизию антинаркотического законодательства

Обсуждаются амнистия для наркоманов и изъятие целой главы из закона о психотропных веществах
Роман Крецул
Фото: РИА НОВОСТИ/Виталий Аньков

В Совете Федерации анализируют предложения по изменению антинаркотического законодательства. Спикер СФ Валентина Матвиенко провела заседание Совета по проблемам профилактики наркомании при верхней палате. Эксперты предложили ряд изменений, касающихся тысяч наркозависимых граждан, которые сейчас сидят в колониях фактически за употребление.

Директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков предложил амнистировать всех, кто сидит за хранение без цели сбыта.

— Таких людей при всех амнистиях почему-то обходили, — рассказывает он «Известиям». — Это связано с политизацией темы наркомании: «давайте всех поймаем, замочим». И в результате «поймали и замочили» собственную молодежь.

По его данным, в тюрьмах сейчас сидят 140 тыс. человек, связанных с оборотом наркотиков, при этом девять из десяти — наркоманы. А в год рассматривается около 100 тыс. дел, фигурантами которых являются наркоманы.

— У нас всё время предлагают ввести смертную казнь за торговлю наркотиками, — сказал Олег Зыков. — Но ведь почти никто не получает максимум, который положен по антинаркотической статье, всего 1–2 человека в год. Так где же эти наркобароны, с которыми, как утверждал директор ФСКН, борется это ведомство? В основном сидят пацаны, которые получают от трех до 10 лет.

Нарколог подчеркнул, что по выходу из тюрьмы часть из них погибнут, причем чем больше они сидят, тем выше вероятность этого: практически все наркозависимые в колониях не излечиваются, и при выходе сразу начинают снова употреблять наркотики. Передозировка после такого перерыва, когда наркоман не знает возможностей своего организма, — не редкость.

Об этом свидетельствует опыт 2004 года, когда была увеличена так называемая криминальная доза (минимальный объем, за хранение которого наступает уголовная ответственность), в связи с чем из тюрем вышли 40 тыс. человек, получивших срок за хранение меньшего объема. Часть из них погибли.

А чтобы колонии не заполнялись новыми сидельцами, отправленными туда за употребление, эксперт предлагает внести ряд изменений в законодательство и правоприменительную практику. В частности, считает он, необходимо ввести понятие разовой дозы, а также убрать понятие «смеси».

Чистый наркотик зависимым никто не продает, они получают разбавленное вещество. Чтобы определить, о каком количестве наркотика идет речь, и соответственно этому определять меру уголовного наказания, нужно выделить само наркотическое вещество. Этим никто не занимается, а вся смесь считается наркотиком. Получается ситуация, при которой за растворенный в килограмме талька миллиграмм героина можно получить срок как за килограмм чистого наркотика.

Еще одним предложением по изменению законодательства стало изъятие из закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 года седьмой главы — «Наркологическая помощь больным наркоманией и их социальная реабилитация».

Эту главу несколько раз дополняли и расширяли по инициативе Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. По мнению Олега Зыкова, это было обусловлено желанием получить финансирование на эту деятельность. Главная проблема, считает он, кроется уже в самом ее названии, в то время как для успешной борьбы с наркоманией необходима комплексная реабилитация, при этом социальная — является лишь ее частью.

— Они стали разрывать саму ткань наркологической помощи, — сказал эксперт. — Нельзя разрывать медицинскую часть с социальной. А они продвигали идею социальной реабилитации. И всё это происходило в логике седьмой статьи. Это уничтожало саму идею комплексной помощи. Вообще было много порочных процессов, связанных с развитием этой главы. Стали заниматься реабилитацией почему-то только людей, страдающих зависимостью от определенной химической группы. А ведь, помимо них, есть и алкоголики.

Зыков считает это искусственной конструкцией.

— Если бы у нас был закон об обороте сахара, никому не пришло бы в голову вставить в него главу о лечении сахарного диабета! Здесь то же самое. Есть оборот химических веществ. При чем здесь лечение людей? — задается вопросом он.

По итогам заседания Совета по проблемам профилактики наркомании создается рабочая группа, которая совместно с юристами Совета Федерации проведет анализ этих и других законодательных инициатив, сообщила «Известиям» вице-спикер верхней палаты Галина Карелова.

— К началу работы Государственной думы в новом составе мы должны внести наиболее конструктивные инициативы на ее рассмотрение, — сказала Карелова.

— Совет Федерации будет рассматривать законодательную практику, что можно улучшить в этой ситуации, — пояснил «Известиям» главный нарколог Минздрава Евгений Брюн. — Представьте себе: Можайская женская колония на 1015 коек. 550 молодых девчонок там сидят. Ну, наверное, они приторговывали чем-то. Но при этом они наркоманки. На мой взгляд, их надо лечить, адаптировать к жизни. В общем, проблема есть, и Совет Федерации принял решение разобраться. Я думаю, что произойдет некая ревизия законодательства.