Больше 50% опрошенных россиян изменили отношение к авто из КНР в лучшую сторону

Исследование: у 54% россиян отношение к авто из КНР изменилось в лучшую сторону
Яна Штурма, Екатерина Лукашевич
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

У 54% опрошенных россиян за последнее время отношение к китайским автомобильным маркам изменилось в лучшую сторону. Об этом говорится в результатах исследования компании «Росгосстрах» и группы компаний «Автодом», с которыми ознакомились «Известия» 3 сентября.

При этом, по мнению 41% респондентов, китайский автопром предлагает широкий выбор моделей, среди которых можно найти достойный автомобиль. Почти четверть — 24% — участников опроса утверждают, что в ситуации, когда альтернатив стало меньше, марки из КНР являются достойной заменой ушедшим с рынка моделям. Еще 16% отмечают, что китайский автопром предлагает машины с идеальным соотношением цена — качество. Негативно к автомобилям из Китая относятся лишь 18% респондентов: 11% считают, что таким машинам еще далеко до авто из Кореи, Японии или Европы, остальные утверждают, что «китайцы» чаще ломаются, ездить на них небезопасно, а содержать невыгодно.

Эксперты выяснили, что почти 35% участников опроса ездят на китайских авто. Среди остальных опрошенных автомобилистов 17% владеют европейскими машинами, 15% — американскими, 14% — корейскими, 12% — отечественными, еще 7% — японскими. Четверть респондентов, которые ездят на машинах разного производства, собираются в скором времени приобрести китайское авто. Еще 12% не исключают такой возможности в будущем.

Кроме того, 33% опрошенных рассказали, что при выборе автомобиля ключевую роль играет надежность, для 24% — цена, а для 13% — технологии и оснащение.

«В прошлом году количество договоров каско, заключенных «Росгосстрахом» с владельцами китайских автомобилей, выросло на 236% в сравнении с показателем 2022 года. В этом году в топ-5 марок, страхуемых нами по каско, четыре позиции занимают авто из КНР, предполагаем, что по итогам 2024 года модели АвтоВАЗа не удержат первую строчку в нашем портфеле добровольного автострахования, а количество защищенных полисом российских и китайских авто, как минимум сравняется», — сказал директор по развитию портфеля ОСАГО «Росгосстраха» Юрий Стрекалов.

Он уточнил, что по мере изменения портфеля растет и количество страховых случаев с авто из КНР — за 2022–2023 годы оно увеличилось в четыре раза. Вырос и размер средней выплаты за ремонт таких машин.

«За первое полугодие 2024 года в России было продано 417,5 тыс. новых китайских авто, или 58% общего объема рынка. Причем в Москве доля китайских авто составила 69,9%, Санкт-Петербурге — 74,5%, в Калининградской области — 78,9%. Наибольший спрос наблюдается в регионах, ранее ориентированных на продукцию западных производителей. То есть речь идет не о конкуренции китайского и российского автопрома, а о занятии китайскими автоконцернами ниши, которую занимали ушедшие из России западные производители», — добавила директор департамента коммуникаций ГК «Автодом» Анна Уткина.

По ее словам, доля дилеров российских марок увеличилась с января по июль 2024 года с 14,7% до 15,6%, а китайских марок с 60 до 66%. Она объяснила: рост спроса на китайские автомобили обусловлен несколькими факторами, включая доступность, хорошую адаптацию и надежность авто.

Ранее, 30 августа, аналитическое агентство «Автостат» сообщило, что в июле 2024 года продажи китайских легковых автомобилей на вторичном рынке выросли на 80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 18,2 тыс. единиц. По данным экспертов, четверть купленных в середине лета китайских подержанных авто относится к марке Chery, пятая часть принадлежит Geely, а восьмая — Haval.