Студенческий кубок Московского спорта по пляжному футболу почти завершился: он продлился два месяца и включил команды более чем из 30 российских вузов. Молодые люди всё больше интересуются этим видом спорта, ведь Россия по-прежнему остается в нем мировым лидером. Организатором турнира выступил пляжный футбольный клуб «Локомотив». «Известия» поговорили с его вице-президентом, председателем совета директоров ГК «Стилобат» Львом Мазараки о том, чем футбол на песке привлекает молодых людей и какие у россиян перспективы на международной арене в новых условиях.
— Лев, насколько сложно было организовать чемпионат вузовских команд?
— Уже много лет мы работаем над объемной задачей привлечь как можно больше детей, подростков и молодых людей к нашему виду спорта. Рост популярности пляжного футбола в вузах доказывает, что усилия не напрасны. И Студенческий кубок Московского спорта — наша большая победа.
Но мы получили беспрецедентную поддержку со стороны правительства Москвы. Мэр столицы Сергей Собянин и глава городского департамента спорта Алексей Кондаранцев с готовностью откликнулись на просьбу и поддержали проект. РЖД, в свою очередь, предоставили арену для проведения соревнований. Теперь у нас есть свой пляжный стадион на 1,8 тыс. зрителей прямо напротив выхода из метро «Черкизовская». Благодаря такой поддержке удалось вывести турнир на новый качественный уровень.
Что касается участников, то сегодня на Кубке представлены 32 вуза, в том числе самые крупные и престижные. Еще несколько лет назад мы не могли о таком и мечтать, а сегодня это реальность. В прошлом году провели небольшой турнир, в этом — полноценный чемпионат с мужским и женским первенствами и разделением команд на дивизионы по силам. Уверен, это только начало. Количество участников постоянно растет. В следующем году будет еще больше.
— Чем пляжный футбол привлекает студентов?
— Во-первых, это очень интересный, красивый и динамичный вид спорта, который становится массовым. Во-вторых, его огромный плюс — комфортное песчаное покрытие, позволяющее безопасно играть всем желающим, даже непрофессионалам. Это, кстати, привлекает к пляжному футболу многих девушек. В-третьих, для игры не требуется специального обмундирования: достаточно иметь футболку, шорты и мяч. И в конце концов, это отличный способ отдохнуть от учебы, получить заряд позитивных эмоций и провести время с однокурсниками.
Важную роль в создании такой атмосферы на нашем турнире сыграла организация мероприятия. Мы проводим колоссальное количество матчей. Ежедневно они заканчиваются в 11 вечера. Но мы всё продумали и для игроков, и для зрителей: есть музыка, профессиональные судьи, медицинское обеспечение и остальные необходимые атрибуты полноценного чемпионата.
— Как думаете, уже настало время для создания постоянно действующей Лиги студенческого пляжного футбола?
— Безусловно. Самое главное, мы видим огромный интерес к игре со стороны студентов. Конечно, в стране есть юношеские лиги, но именно Студенческая лига дает возможность играть ребятам-непрофессионалам. А регулярные соревнования удовлетворили бы этот спрос.
Кроме того, лига может стать отличной платформой для популяризации пляжного футбола среди молодежи. Есть еще и такой косвенный эффект: состязания способствовали бы укреплению связей между студенческими командами разных вузов, созданию спортивного сообщества. Это и престиж разных университетов, в конце концов. К тому же лига могла бы привлечь больше спонсоров и партнеров.
— Вы уже давно занимаетесь поддержкой пляжного футбола. Что считаете своими главными достижениями в этой сфере?
— Путь, на который мы ступили, очень длинный. Конечно, пляжный футбол пока не так известен, как традиционный, но за некоторые взятые вершины я и мои коллеги испытываем гордость.
Это и такие масштабные мероприятия, как Студенческий кубок Московского спорта и Московский международный кубок. Это и достижения нашей команды. «Локо», напомню, стал первым профессиональным клубом в мире пляжного футбола.
Мы разработали систему, которая позволила игрокам полностью посвятить себя спорту. Раньше спортсмены могли тренироваться и зарабатывать только летом, но у нас они стали получать зарплату круглый год. Это позволило им отказаться от подработок и сосредоточиться исключительно на тренировках и соревнованиях. Плюс мы привлекли лучших из лучших. Результат не заставил себя долго ждать: победы в чемпионате России, национальных кубках, клубном чемпионате мира, Мундиалито и Кубке европейских чемпионов.
Горжусь и результатами нашей сборной: золото на чемпионате мира, в Евролигах, межконтинентальных кубках и Кубке Европы. Такие достижения привели к тому, что российский пляжный футбол называют лучшим в мире.
— Вы уже несколько лет целенаправленно занимаетесь развитием детского пляжного футбола в России. Что сделано в этом направлении? Проводятся ли крупные турниры? Растет ли у ребят интерес?
— Как я уже отметил, развитие детского спорта — одна из главных задач и «Локомотива», и ГК «Стилобат», и моя лично. Пляжный футбол в этом смысле — одно из самых перспективных направлений. Именно поэтому «Локомотив» совместно с РЖД развивает свои школы. На постоянной основе идут занятия в Ставрополе, Ростове-на-Дону, Ярославле, Балтийске (Калининградская область). В прошлом году запустили девятый по счету филиал школы в детском лагере в Новосибирске. Ежегодно за сезон мы обучаем около 800 детей.
Что касается детских турниров, уже сейчас в стране проводится несколько таких соревнований, например Кубок РФС, или «Наша смена». И «Локомотив» неизменный их участник. Уверен, в будущем таких турниров станет еще больше.
— В начале августа в столице прошел Московский международный кубок (ММК) по пляжному футболу. Чем запомнится нынешний турнир по сравнению с предыдущими?
— Во-первых, мы были приятно удивлены таким большим количеством стран-участниц. Турнир собрал представителей 13 стран, включая Иран, Оман, Сенегал, Казахстан, Парагвай и даже такие футбольные державы, как Бразилия и Аргентина. Во-вторых, уровень игроков был очень высок. Меня, например, особенно порадовало участие голкипера сборной Японии, который играл в матче с Россией в финале чемпионата мира 2021 года. В-третьих, все участники отметили, что Россия вновь продемонстрировала высокий уровень организации спортивных мероприятий мирового класса.
— Сложно было добиться участия бразильского «Коринтианса» и аргентинского «Бока Хуниорса»? Насколько охотно зарубежные спортсмены сейчас едут в Россию?
— Действительно, несмотря на непростую внешнеполитическую обстановку, нам удалось провести полноценный международный турнир. Даже дипломаты стран, посетившие матчи, высоко оценили его организацию и высказали готовность поддерживать следующие соревнования. Зарубежные спортсмены прекрасно знают, что Россия — один из лидеров мирового пляжного футбола, поэтому многие по возможности стремятся приехать, чтобы помериться силами с лучшими игроками. ММК стал отличным шансом для этого.
— Можно ли рассчитывать, что победивший «Коринтианс» и в следующем году приедет в Москву?
— Не будем загадывать. Участие в международных турнирах сопряжено с определенными финансовыми затратами. Кроме того, при организации масштабных мероприятий важно учесть расписание соревнований каждого клуба. Но я очень надеюсь, что в следующем году у «Локомотива» (стал серебряным призером. — Ред.) будет возможность взять реванш в матче с бразильским клубом.
Кстати, в этом году «Коринтианс» смог принять участие в турнире благодаря партнерству с ГК «Стилобат», поэтому на протяжении всего Кубка он выступал в форме с логотипом нашей компании. Мы высоко ценим эту дружбу. Более того, я уверен, что партнерство будет способствовать популяризации пляжного футбола не только в России, но и за ее пределами.
— Важно ли для вас, чтобы в команду по пляжному футболу вызывалось как можно больше игроков «Локомотива»?
— Безусловно, да. Сборная России — это главная команда страны. Этим всё сказано. И конечно, для нас имеет большое значение представительство «Локомотива» в российской сборной. К слову, хочу отметить, что практически любой успех сборной России неразрывно связан с игроками «Локомотива». Они всегда вносят весомый вклад в победы сборной. Это тоже показатель нашей работы.
А финал международного турнира стал для нас ценным опытом. То, что не получилось вчера, может получиться завтра. Спорт — вещь непредсказуемая, за это мы его и любим.
— «Локомотив» — одна из сильнейших команд в российской лиге, но безоговорочным лидером ее не назовешь. Сможет ли команда в ближайшее время претендовать на этот титул? Что для этого необходимо?
— Тот факт, что «Локомотив» — трехкратный чемпион мира и пятикратный чемпион России, говорит о том, что наши ребята готовы к серьезным прорывам. Рецепт успеха прост: нужны сильные игроки, опытные и молодые, отточенная тактика, высококлассная тренерская работа, финансирование, тренировочная база. Сегодня всё это у нас есть. Думаю, результат не заставит себя ждать.
— Почему, на ваш взгляд, сборной России по пляжному футболу удалось добиться лучших результатов в международных соревнованиях, чем «большой» сборной?
— Благодаря комплексу факторов. Во-первых, мощный рывок на старте. Уже когда в 2005 году бывший игрок «Спартака» Николай Писарев собрал первый состав национальной команды, стало понятно, что у этого вида спорта в нашей стране большое будущее. Сборная включала как опытных футболистов с большой репутацией, так и молодых перспективных игроков.
Кроме того, конкуренция на международной арене была менее жесткой, чем в традиционном футболе. Сборная России стала регулярным участником международных турниров и быстро пробилась в сильнейший дивизион Евролиги, которую выигрывала пять раз. Трижды — в 2011, 2013 и 2021 годах — российская сборная завоевала титул чемпионов мира. Это очень серьезные достижения.
Был заметный прогресс и внутри страны: национальный чемпионат стал регулярным, уровень конкуренции резко вырос. В 2010 году появился «Локомотив», который буквально за год стал лучшим в России. А поскольку, как я уже сказал, наш клуб и сборная были единым организмом, уровень игроков «Локо» сказался на уровне сборной.
Второй фактор — тренерская деятельность Михаила Лихачёва. В некотором смысле он совершил революцию, значительно ускорив игру за счет быстрых замен и превратив вратаря в забивающего игрока. Благодаря инновациям игра вышла на совершенно другой уровень.
— Российской сборной, по вашему мнению, удастся поучаствовать в чемпионате мира по пляжному футболу 2025 года? И как в целом сейчас обстоят дела с доступом россиян к крупным международным состязаниям?
— По понятным политическим причинам вопрос об участии российской сборной в чемпионате мира 2025 года, как и во многих других международных соревнованиях, пока остается без ответа. Сегодня мы не можем полноценно выступать на международной арене, но окончательное решение будет принимать ФИФА, руководствуясь своими правилами и рекомендациями МОК. В любом случае, это время нам дано, чтобы тренироваться и развиваться.
Но я оптимист. Самое главное: мы смогли сохранить отношения со Всемирной организацией пляжного футбола, сильную национальную команду и высокий уровень конкуренции в чемпионате страны. Спортивные связи с нами поддерживают страны СНГ, многие азиатские страны, например Иран и Китай. Сохраняются партнерские отношения с федерациями Латинской Америки.
Поэтому нам так важно расширять географию стран-участниц Московского международного кубка. Более того, я рад, что дипломатические представители Аргентины, Омана и Сенегала лично поддержали команды своих стран на турнире. Это подчеркивает его значимость и доказывает, что спорт не только может, но и должен быть вне политики. Кроме того, наши партнеры за рубежом понимают: многим соревнованиям объективно не хватает конкуренции с Россией. Как только появится возможность, мы вернемся на мировую арену, чтобы представлять страну.