«Синяя птица» стала зеркальной и дерзкой

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац обновил спектакль-символ
Зоя Игумнова
Фото: Елена Лапина

На сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес» состоялась премьера балета «Синяя птица».

На самом деле балет появился в репертуаре в 1983 году, спустя 17 лет после того, как диковинная птица украсила крышу театра-новостройки. Но встретить 50-летний юбилей со старым спектаклем, который физически и эстетически устарел, было бы неправильно. Возникла идея сделать новую версию.

— «Синяя птица» продолжает оставаться нашим символом, но при этом открывает нам новую дорогу, — рассказал «Известиям» худрук театра Георгий Исаакян. — Дети не должны «питаться» элементарным продуктом, какой-то эстетической манной кашей. Они должны расти на высоком. С обновленной постановкой театр получил свежее дыхание — мы видим его изысканным, тонким.

Зрителю это заметно невооруженным глазом. Занавес открылся, а там еще один — как будто бы созданный из тысячи зеркал. Как говорят старожилы, благодаря ему театр превращается в одно большое чудо. Хореограф-постановщик Кирилл Симонов внес изменения в привычный рисунок балета. Хореография стала более современной, даже дерзкой. Но «Синяя птица» всё та же, волшебная.

На афише значится возрастная категория «12+», но в зале зритель помладше. Дети, затаив дыхание, следят за балетным вариантом сказки Метерлинка.

— Я всё понял, — поделился впечатлениями сын адвоката Михаила Барщевского Максим. — Дети заснули. А потом во сне пришла Фея. Она подарила Тильтилю дудочку — и все ожили: хлеб, сахар, собака, кошка. Все были как люди. Вместе они отправились искать Синюю птицу счастья. По дороге им встречались всякие чудовища.

— Мне понравилось, когда ожили все предметы, — дополняет рассказ брата 11-летняя Даша. — Странно. Так в жизни не бывает. У нас дома четыре собаки. Мне бы хотелось, чтобы они могли разговаривать по-человечески, но Тяпа только лает.

Три поколения семьи Сац имеют отношение к этому произведению. Музыку написал Илья Сац, идея создания балета — Наталии Ильиничны Сац, либретто — ее дочери, нынешнего худрука театра Роксаны Николаевны Сац.

Для Роксаны Сац, выходящей на сцену со вступительным словом, этот спектакль знаковый.

— Мы разговариваем с нашей публикой, и это соединение педагогического с артистическим, — говорит она. — В детском театре нельзя работать не по призванию. Тогда и дети, и театр, скажут вам «до свидания».

Готовясь к 50-летию театра, Роксана Сац обнаружила в архиве Московского художественного театра черновики деда с мелодиями, не вошедшими в знаменитый спектакль МХТ 1908 года. Композитор Ефрем Подгайц собрал их воедино, провел большую исследовательскую работу и создал новую оркестровку «Синей птицы». Дирижер Константин Хватынец оживил ее, введя уникальные, редко используемые музыкальные инструменты: флексатон, виброслэп, свистульку «соловей».

Для тех, кто не успеет посмотреть новую «Синюю птицу» в этом сезоне, театр обещает открыть следующий сезон этой постановкой.