ПК не надо: Apple потеряла первое место на российском рынке планшетов

Какая компания стала лидером и почему «яблочные» гаджеты становятся менее популярными
Валерий Кодачигов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Apple перестала быть лидером российского рынка планшетов по итогам первой половины этого года. Об этом свидетельствует отчет компании — партнера нескольких производителей электроники, с которым ознакомились «Известия». Говорят о снижении спроса на iPad и его продавцы. Компания заняла 8% рынка и второе место, уступив первенство китайской Honor. Планшеты стали слишком дорогими, на их пользователей в РФ наложен ряд ограничений, поэтому россияне всё чаще предпочитают гаджеты из КНР, которые стоят дешевле и мало чем отличаются по функциональности, указывают участники рынка.

Спрос на iPad

Apple потеряла первое место на российском рынке планшетов — об этом свидетельствуют данные компании-партнера нескольких производителей электроники, с которыми ознакомились «Известия». В первом полугодии 2024-го по сравнению с аналогичным периодом 2023-го доля «яблочной» корпорации на российском планшетном рынке составила 8% — таким образом iPad разделил второе место с продукцией китайского бренда Readme. Первое место (10%) — у Honor. Год назад Apple была лидером на нашем рынке — на ее долю приходилось 13% продаж планшетов в РФ в штуках.

Всего в РФ в январе – июне 2024-го было продано 1,37 млн планшетов против 1,06 млн годом ранее, говорится в документе.

Фото: ТАСС/Александр Щербак

Снижение доли Apple в сегменте планшетов обусловлено совокупностью факторов, отметил руководитель направления Apple компании diHouse Любовь Морозова.

— Apple позиционирует новые модели как равноценные ноутбукам по уровню производительности, однако цена на такие планшеты с учетом приобретения клавиатуры и прочих аксессуаров сопоставима с ценой лэптопа. Стоит учитывать тот факт, что ранее на продажи планшетов Apple в значительной степени влияла маркетинговая поддержка от производителя, которая на российском рынке прекращена, — добавляет она.

Правда, согласно отчету, в других сегментах компьютерного рынка Apple не теряет позиций. В первом полугодии компания заняла 6% рынка ноутбуков, разделив четвертое место с тайваньским Asus, — столько же она занимала и год назад. Но тогда выше была доля HP, присутствие которой на российском рынке сокращаются, следует из изученного «Известиями» отчета.

За первые шесть месяцев доля «яблочной» компании на российском рынке в штуках выросла с 12 до 13% — таким образом, Apple по-прежнему замыкает топ-3 по продажам смартфонов в РФ после китайских Redmi и Realme.

— Доля Apple в категории планшеты действительно сокращается, что прежде всего связано с тем, что они не отвечают пожеланиям клиентов по стоимости и функционалу, — считают в пресс-службе Wildberries. — При высокой цене сказывается отсутствие необходимых сервисов и приложений.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Сейчас планшеты прежде всего используются для потребления видеоконтента и соцсетей. В этом китайские гаджеты мало отличаются по функционалу от iPad, а стоят в несколько раз дешевле, отметил представитель маркетплейса.

Снижение спроса на планшеты Apple связано с их ценой, выросшей из-за параллельного импорта, полагает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. При этом покупателей отпугивают ограничения на скачивание отечественных приложений в App Store и платежей через Apple Pay, добавил он. Также эксперт говорит о китайских планшетах, качество и функционал которых сейчас уже в целом не хуже, чем у «яблочной» компании.

— Из-за ограничений возможности пользователей экосистемы Apple в России сейчас сокращаются. А значит, к примеру, для владельца iPhone нет стимулов покупать устройство того же производителя, чтобы воспользоваться единой учетной записью, и тому подобное, — объясняет эксперт.

Китайские планшеты

Продажи iPad действительно снижаются, и это происходит на фоне общего роста реализации планшетов в розничной сети «Мегафона», отметили в его пресс-службе.

— Снижение спроса объясняется тем, что этот покупатель не спешит менять предыдущую модель iPad на новую. Сказывается достаточно высокий текущий уровень цен на продукцию Apple. Кроме того, планшет, приобретенный, например, два года назад, с технической точки зрения по-прежнему соответствует требованиям большинства пользователей. А вот гаджеты на базе Android постоянно обновляются, что и является стимулом для покупки новых моделей, — указывают в компании.

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

С момента появления iPad на рынке, планшет от Apple занимал первую строчку продаж в РФ и был самым популярным и желанным товаром в категории, отметила представитель Inventive Retail Group Людмила Семушина.

— После остановки официальных поставок в страну цена iPad на полке у традиционной розницы выросла и произошел естественный переток части клиентов на более дешевые модели китайских планшетов, которые в первую очередь покупают детям для просмотра контента и учебы. Мы видим рост продаж планшетов Xiaomi в нашей монобрендовой сети, — сказала она «Известиям».

МТС также наблюдает снижение продаж планшетов Apple на российском рынке, отметили в компании. В первом полугодии 2023 года доля реализации этих «яблочных» гаджетов составляла 13% в штуках и 32% в деньгах. По итогам аналогичного периода 2024-го она составила уже 8% в штуках и 21,5% в деньгах, рассказал «Известиям» представитель оператора.

Снижение доли в МТС связывают с тем, что потребители начали выбирать более доступные устройства, в первую очередь китайских брендов. По оценкам компании, в сегменте смартфонов Apple нарастил долю в штуках с 8 до 9%, а в деньгах сократил с 34 до 33%.

Нельзя сказать, что потребители резко потеряли интерес к планшетам Apple, отметил источник, близкий к одному из импортеров электроники. По его словам, проблема заключается в отсутствии единой политики продвижения, маркетинговых фондов, официальной сервисной поддержки от вендора и так далее.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

iPad, как и другие планшеты, — в первую очередь развлекательные устройства, сказал руководитель проекта Content-Review Сергей Половников. За последние два года стало понятно, что приобретать с помощью «яблочных» планшетов развлечения становится всё сложнее, к тому же цены на них довольно высоки, отметил он.

Из-за ограничений, например, в App Store, и высоких цен покупать одновременно iPad и iPhone теперь нет смысла. Чтобы получить наиболее функциональную мультимедиаплатформу, имеет смысл приобрести iPhone и даже, возможно, MacBook вместе с ним — и планшет на Android, заключил эксперт.