Калужский областной суд 12 августа начнет рассмотрение уголовного дела многодетной семьи, которую обвиняют в похищении восьмилетней девочки в ноябре 2023 года. Целью преступления был выкуп — злоумышленники потребовали у мамы ребенка заплатить им за дочь 1,5 млн рублей. На скамье подсудимых трое человек — мать шестерых детей, а также двое ее мужей, нынешний и бывший. За похищение ребенка и вымогательство им грозит до 22 с половиной лет лишения свободы, полагают юристы. В подробностях необычного дела разбирались «Известия».
Калужский киднеппинг
Уголовное дело Ирины, Аркадия и Дмитрия Новиковых, которым вменяют похищение ребенка организованной группой и вымогательство выкупа с его родителей, в понедельник, 12 августа, начнет рассматривать Калужский областной суд.
Восьмилетнюю Злату Л. из Козельска Калужской области похитили 29 ноября 2023 года среди бела дня в 700 м от дома. Как следует из материалов дела, девочка возвращалась из школы в районе 15:00 на школьном автобусе. Доехала до своей остановки и вышла с одноклассниками, дошла до угла двух улиц — и пропала.
Вечером маме Златы пришло SMS, из которого стало понятно, что ребенка похитили.
— Неизвестные обещали вернуть девочку после того, как на указанный счет поступит 1,5 млн рублей в криптовалюте, — рассказала тогда «Известиям» подруга семьи Елена. — После этого SIM-карта преступников стала неактивна.
На поиски Златы поднялся весь Козельск, все столбы в городе были увешаны ориентировками. По факту исчезновения ребенка следователи возбудили уголовное дело по двум статьям — «Похищение человека» и «Вымогательство». За ходом поисковой операции следил губернатор Калужской области Владислав Шапша.
Девочка нашлась через двое суток — испугавшись поднявшейся шумихи, злоумышленники высадили ее на безлюдной трассе в соседней Тульской области и скрылись. Несмотря на шок, Злата не растерялась: пошла к ближайшим домам, стала стучать в двери и просить помощи. Дверь открыла пенсионерка, она успокоила девочку и вызвала полицию.
Злату сначала отвезли в больницу, а затем домой к маме. С ребенком всё оказалось в порядке, она пострадала лишь психологически. Мама девочки Ирина рассказала «Известиям», что после похищения девочка плохо спала, ее пришлось вести к психологу.
— После психолога ей стало легче, но всё равно она ночью вздрагивает, ищет меня и не отпускает, — отметила Ирина.
Поначалу в причастности к похищению ребенка следователи подозревали отца Михаила Малько — человека не с одной судимостью. Подруга Ирины Елена пояснила, что родители Златы в разводе. Однако позднее выяснилось, что в день похищения школьницы ее отец находился на скамье подсудимых — ему выносили приговор за кражу 6 тыс. рублей с банковского счета бывшей сожительницы. За это суд приговорил Малько к двум годам колонии.
«Я сама живу ради детей...»
Настоящих же похитителей поймали к утру 1 декабря 2023 года в селе Касьяново Калужской области. Ими оказались: мама шестерых детей Ирина, ее бывший муж Дмитрий, их общий сын Андрей и нынешний муж Ирины Аркадий. При этом фамилия у всех четверых задержанных оказалась одинаковой — Новиковы.
Позднее выяснилось, что настоящая фамилия Аркадия — Дубинин, но, чтобы скрыть судимость, он взял фамилию жены. Они удерживали Злату на окраине деревни в своем двухэтажном доме. Причем Ирина и оба ее мужа, бывший и нынешний, жили вместе, рассказал «Известиям» источник в правоохранительных органах.
Всех четверых поместили в СИЗО. Поначалу задержанные упорно «играли в несознанку». Так, Ирина Новикова на суде по избранию меры пресечения со слезами заявила, что непричастна к преступлению. По ее словам, в ее глазах происходящее не выглядело похищением. Супруг сказал ей, что «знает эту девочку и ее надо подвезти».
«И что плохого в том, чтобы подвезти? — сказала она. — Ну какая моя реакция может быть? Хорошо, подвезем».
По словам обвиняемой, в момент похищения она «просто находилась в машине, к ребенку пальцем не прикоснулась и даже близко ничего плохого не желала».
«Я сама мать шестерых детей, — заверяла она. — И если бы я знала, что происходит, не допустила этого, потому что сама живу ради детей и детьми».
Новикова заявила, что муж высадил ее у дома, а затем поехал с девочкой дальше. Также она извинилась за поступок своего супруга.
«Вся эта ситуация для меня — нонсенс, дикость», — сказала она.
Ее бывший муж и сын свою вину также отрицали. Весь «удар» принял на себя нынешний муж Ирины Аркадий Новиков. Правда, и он пытался найти себе оправдание в виде «навязчивой идеи» о похищении, которая пришла к нему в голову спонтанно.
Среди подсудимых нет сына Ирины Андрея Новикова. Как пояснил источник, он заключил со следствием досудебное соглашение, его дело выделено в отдельное производство.
Легкая добыча
По данным статистики судебного департамента Верховного суда, число осужденных за похищение людей в России растет с каждым годом, рассказал «Известиям» адвокат коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Олег Ушков. Так, в 2021 году за это преступление были осуждены 270 человек, в 2022-м — более 300, а в 2023-м — свыше 400 человек.
Похищение детей, к сожалению, составляет значительную часть в силу их беспомощности, пояснил «Известиям» юрист адвокатского бюро «Макеев и партнеры» Илья Дроздов.
— К тому же родители готовы выплатить любые деньги ради возвращения своих детей, — сказал он.
Корыстные мотивы киднеппинга встречаются нечасто, рассказала «Известиям» руководитель уголовной практики АБ «Соколов, Трусов и партнеры» Анна Миненкова. По ее словам, обычно подобные действия совершают родственники, которые не могут определиться с местом проживания ребенка, или супружеские пары, которые по тем или иным причинам не могут зачать ребенка.
— Также такие преступления связаны с действиями сексуального характера в отношении несовершеннолетних, — сказала адвокат. — Взрослых похищают чаще, и мотивом здесь может служить как личная неприязнь, месть, так и корыстная заинтересованность.
За похищение ребенка организованной группой подсудимым грозит до 15 лет лишения свободы, пояснил «Известиям» юрист адвокатского бюро «Макеев и партнеры» Илья Дроздов.
— А поскольку им вменяют еще и вымогательство в особо крупном размере со сроком до 15 лет, то по правилам сложения наказаний общий срок по двум статьям может составить 22 с половиной года, — сказал адвокат.
Если у обвиняемой есть ребенок до 14 лет и она его единственный кормилец, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком указанного возраста, полагает Олег Ушков.
В свою очередь, Илья Дроздов отметил, что похищение человека относится к категории особо тяжких преступлений против личности, поэтому надеяться на отсрочку отбывания наказания матери не стоит.
В организации «Лиза Алерт» заявили «Известиям», что не занимаются поиском похищенных с целью выкупа людей, поскольку это прерогатива правоохранительных органов.