Лидеры продвижения: чиновникам позволят лоббировать торговые сети

Почему Минпромторг предлагает дать рознице такие преференции и как их сможет использовать ритейл
Евгения Перцева, Елизавета Крылова, Алена Нефедова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

Минпромторг предложил официально разрешить чиновникам и депутатам лоббировать интересы бизнеса, а именно — торговых сетей. Для этого компаниям сначала придется получить звание «Лидер российской торговли». Об этом говорится в новой редакции проекта о «российской полке», в котором теперь есть и поправки в закон о рекламе, узнали «Известия». Действующие нормы запрещают властям участвовать в продвижении частных проектов, но в ведомстве уверены, что для ритейла с таким знаком отличия нужно сделать исключение. Впрочем, такая поддержка со стороны властей может создать у потребителей ложное впечатление о прямой связи между торговой сетью и государством. А представители других сфер бизнеса могут воспринимать новшество как дискриминацию, полагают эксперты.

Новое слово в законе

Действующий закон о рекламе запрещает властям одобрять объекты рекламирования, Минпромторг и депутат «Единой России» Татьяна Буцкая предлагают скорректировать эту норму, сделав из нее исключение для торговых сетей. Речь идет о правках в статью 5 закона. Такие послабления сделают не для всей розницы, а лишь для тех компаний, которые получили звание «Лидер российской торговли». Об этом говорится в новом законопроекте о «российской полке», с которым ознакомились «Известия».

Специальный знак будет присваивать Роскачество, ориентируясь на определенные критерии. Их обозначат в созданном по такому случаю стандарте. Но уже сейчас известно, что такая поддержка властей будет доступна для компаний, которые выполнят требования будущего закона.

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Минпромторг предлагает бизнесу с 1 сентября 2025 года определять размер прилавка, на котором будут стоять локальные товары. Это те, которые произвели в России и странах ЕАЭС. Квоты для этой продукции установит правительство с учетом количества существующих отечественных производителей в каждой категории. Причем «российская полка» появится не для всех товаров сразу, а постепенно — для отдельных наименований. Основная идея инициатив ведомства — поддержать в продаже своих производителей. По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), приведенным в законопроекте, в настоящее время от 30 до 70% товаров на полках — иностранные.

— Сейчас для государства все равны, но мы с помощью поправок в закон о рекламе хотим выделить тех, кто продвигает нашу продукцию в инициативном порядке, делает это активнее других. Для них мы предусмотрели норму, которая позволяет чиновникам и депутатам упоминать и продвигать некоторые торговые сети. Пока это направление мысли, о конкретных формах реализации на практике этого положения сложно говорить, — сказала «Известям» Татьяна Буцкая. — Мы не видим в этой норме дискриминации по отношению к другим отраслям экономики, власти должны использовать все доступные механизмы, чтобы поддерживать отечественных производителей и помочь им встать на полку в торговых сетях.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

Минпромторг уже обсуждает с розницей идею создания специального знака для лидеров российской торговли, отметили «Известиям» в ведомстве.

— Главный критерий его получения — высокая доля отечественной продукции в ассортименте, а для электронной — активные меры по ее продвижению, — отметили в министерстве. — Торговля, которая предпринимает активные шаги по популяризации локальных товаров, на наш взгляд, проявляет свою социальную ответственность и стимулирует внутреннее производство.

«Известия» направили запрос в Минэкономразвития. В ФАС и Минсельхоз законопроект не поступал на согласование, сказали в ведомствах. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) отказались от комментариев.

Не для всех

Реализовать на практике поддержку бизнеса со стороны властей можно как с помощью знаков отличия, так и формулировок. Например, это могут быть фразы «Одобрено Минпромторгом» или «Рекомендовано для продвижения отечественных товаров», сказал «Известиям» глава направления «Разрешение It&Ip споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. Но такие поправки значительно меняют регулирование рекламной деятельности, считает он.

— Упоминаний в рекламе одобрения госорганами может создать у потребителей ложное впечатление о прямой связи между торговой сетью и государством. Более того, представители других сфер бизнеса могут воспринимать такое право как дискриминацию. Производители товаров, предприятия сферы услуг и другие отрасли экономики могут оказаться в менее выгодном положении, ведь у них нет возможности использовать такой рекламный инструмент, — отметил он.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Предложение Минпромторга сделать столь значимое исключение из закона о рекламе для торговли создает риски, сказал «Известиям» вице-президент Российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников. У ведомства могут появиться свои дружественные компании. Поэтому получение отличительного знака должно быть максимально прозрачным и независимым от органов исполнительной власти, подчеркнул он. Это также поможет избежать коррупционной составляющей.

Запрос на легализацию лоббизма в России актуален, считает зампред комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. Если он станет законным, то одновременно — и прозрачным инструментом.

— Это поможет бороться с коррупцией. Но для этого бизнесу, законодателю и государству нужны четкие «правила игры». Сейчас де-юре нет такого института, но де-факто теневой лоббизм существует. И так как в правовом поле отсутствует такое понятие, нет и ответственности, — сказал «Известиям» парламентарий.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Он добавил, что в России функционирует одно из лучших антикоррупционных законодательств в мире, поэтому есть все предпосылки рассмотреть инициативу Минпромторга.

Поскольку вопросы импортозамещения и развития отечественной экономики остаются актуальными, перед государством стоит задача разрабатывать и внедрять различные механизмы поддержки российских компаний, сказал «Известиям» глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов. Поэтому концепция «российской полки» и возможность публичного продвижения чиновниками «Лидеров российской торговли» выглядят вполне уместно, уверен он.

Производители также поддержали идею мотивировать бизнес к выполнению проекта о «российской полке», сказал «Известиям» зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов. Это облегчит отечественным компаниям доступ в сети.