Канн-2016: холодный прием

Участникам фестиваля пришлось ждать ночного приема после церемонии и фильма открытия, чтобы хоть немного согреться
Кирилл Разлогов
Кадр из фильма Café Society режиссера Вуди Аллена. Фото: kinopoisk.ru

Для толпы профессионалов-кинематографистов, прибывших 11 мая, в день открытия фестиваля, на Лазурный Берег, неприятным сюрпризом стала необычная в этих местах в мае холодная погода, контрастирующая для нас с неожиданным потеплением в Москве. Трудно сказать, было ли это очередным результатом политического похолодания или климатической случайностью. В любом случае гостям и участникам фестиваля пришлось ждать ночного приема после церемонии и фильма открытия, чтобы хоть немного согреться. Погода смилостивилась, а спиртные напитки хорошего качества помогли.

Сам прием такого масштаба был для Каннского кинофестиваля новшеством. Ранее все ограничивалось закрытым приемом для звезд, почетных гостей и избранных представителей французской и прочих кинематографий. В этом году о «приеме для всех» в день открытия фестиваля заявили уже на первой пресс-конференции новый (это его второй фестиваль) президент каннского киносмотра Пьер Лескюр и его генеральный делегат (по-нашему — директор программ) Тьерри Фремо, чем немало порадовали журналистскую братию еще в середине апреля.

Действительно, на пляж ближайшей ко Дворцу фестивалей гостиницы «Мажестик» и соседнее пространство Агора получили приглашение чуть ли не все аккредитованные — от представителей кинорынка до журналистов. Настроение было праздничное, и его не испортило даже отсутствие кинозвезд — для них все же устроили традиционный междусобойчик.

Что касается фильма открытия — Café Society (что я бы перевел как «Кафейное общество», именно через «а»; в России картина выйдет в прокат под названием «Светское общество»), то он никого не удивил: традиционный Вуди Аллен с его фиксацией на взаимоотношениях между родным еврейским Нью-Йорком и великосветским и развратным Лос-Анджелесом на сей раз в 1930-е годы (хотя актрисы по одежде и манере поведения иногда производят впечатление 1950-х) — идеальный вариант для внеконкурсного показа фестивальной публике. Во всяком случае, впечатление осталось самое благоприятное — отрадно чувствовать себя экспертом и узнавать почерк и мании любимого режиссера.

Вообще показ фильмов Вуди Аллена в Канне редко сопровождали скандалы, да и те оставались за кулисами. Я могу вспомнить только историю, связанную с неприездом Скарлетт Йоханссон на премьеру фильма «Матч-пойнт». По непроверенным слухам, она тогда затребовала гонорар в полмиллиона евро, и когда ей отказали, на фестивале не появилась. Сейчас все было спокойнее.

Журналисты, которым конкурсные фильмы показывают заранее, в день открытия уже смогли увидеть и первую конкурсную картину — «Сьераневада» знаменитого Кристи Пую, автора «Смерти господина Лазареску», с которой начался бум румынского кино. Бытовая драма, напоминающая аналогичные фильмы из любой бывшей социалистической страны, в том числе и из нашей. Но Румыния здесь в моде, а мы с начала 1990-х — уже нет.

Конечно, французы и себя не забывают. Первый день официального показа начался в 9 утра с картины Алана Гироди «Остаться в вертикальном положении». Впрочем, ему вряд ли удастся затмить внеконкурсного «Финансового монстра», по красной дорожке которого должны подняться среди других актриса и режиссер этого фильма Джоди Фостер, а также Джулия Робертс и Джордж Клуни.

Вообще 12-е число — дата множества открытий. В зале Дебюсси на вечернем сеансе фильмом «Столкновения» Мохаммеда Диаба открывается вторая официальная программа «Особый взгляд», в рамках которой наряду с прочей экзотикой будет показан фильм Кирилла Серебренникова «(М)Учитель». В других залах Канна будут открываться параллельные программы: «Двухнедельник режиссеров», организуемый Ассоциацией французских кинорежиссеров, «Неделя критики», организуемая обществом кинокритиков Франции, и «Асид» — незаслуженно мало известное у нас детище Ассоциации независимого кино и его продвижения к зрителю. Незаслуженно потому, что фильмам этой параллельной и небольшой (всего 12 названий) программы гарантирован выпуск во французский прокат, во всяком случае, в 280 кинотеатрах ассоциации.

Более всего ожидается, конечно, открытие грандиозного Каннского кинорынка. Россия в этом году выступает хедлайнером — организатором приема по этому случаю. Если наше присутствие в основных фестивальных программах минимальное (фильм Серебренникова дополняет еще анимационная короткометражка Гарри Бардина «Слушая Бетховена» в «Двухнедельнике»), то на кинорынке ситуация иная. Отсюда повышенное внимание к работе Российского павильона, который тоже открылся сегодня. К его разнообразной и многоплановой программе мы еще будем возвращаться.