Российским детям не хватает «своего» отечественного кино

По данным социологов, большинство юных зрителей самостоятельно ориентируются в новинках кинорынка
Анастасия Рогова
Фото: РИА НОВОСТИ/Виталий Белоусов

Поход в кино в досуге детей до 14 лет занимает восьмую строчку в общем списке развлечений, а телевизор — почетное второе место. Вместе эти два вида досуга занимают 47,2% свободного времени подрастающего поколения. Данные получены в рамках проекта «Детское кино: формирование человека и гражданина».

Цель исследования в девяти регионах России — «выявить характеристики киносмотрения детской аудиторией фильмов, относящихся к категории «детское кино».

Оказалось, что 83,1% детей, посещающих кинотеатры, делают это не реже нескольких раз в три месяца, что позволяет отнести аудиторию в возрасте до 14 лет к активной.

— Большинство опрошенных детей самостоятельно ориентируются в новинках кинорынка и делает выбор в пользу просмотра того или иного фильма, при этом более четверти юных респондентов имеют возможность посмотреть любой понравившийся фильм без разрешения родителей, — рассказала «Известиям» руководитель проектов независимой исследовательской компании Movie Research Анна Наумова.

Детское кино и анимация наиболее востребованы, их выбрали 50,1% опрошенных. Проблемой является малое количество детских фильмов, выходящих в прокат (об этом сообщили 14,3% опрошенных).

Остальными препятствиями к просмотру детских фильмов в кинотеатрах оказались предпочтение домашнего просмотра (13,7%), отсутствие желания смотреть чаще (12,2%), удаленность кинотеатра (9,9%), антипатия к детским фильмам (4,5%).

То есть, если бы в прокате шло больше качественных детских картин, зрители пошли бы на них с удовольствием. Однако ситуация в этой части кинематографа плачевна, о чем говорят все представители индустрии — от продюсеров и режиссеров до кинокритиков и чиновников.

Детского кино снимается мало (5–6 проектов, получающих поддержку от Минкультуры и несколько независимых картин), при этом качество таково, что кинотеатры отказываются фильмы брать: залы пустуют, деньги теряются.

— Детское кино должно стопроцентно финансироваться государством, тогда мы сможем делать качественный продукт, — полагает режиссер Владимир Грамматиков. — Сейчас снимают дешевое, низкого качества кино, а семьи покупают билеты на кино интересное и хорошее. То есть на зарубежное. Прокатчики тоже не хотят брать наше детское кино. У них сформировано мнение, что оно убыточное. Но семейное кино, составной частью которого является детское, не может быть убыточным — оно во всем мире прибыльно. Надо и у нас менять ситуацию в лучшую сторону.

Данные социологов доказывают, что детская аудитория в «своем» отечественном кино заинтересована. Осталось дождаться, когда интересы зрителей услышат производители контента и прокатчики, которые по-прежнему делают ставку на зарубежную анимацию, адресованную той же целевой аудитории.