И в заключение: криминальному авторитету Шишкану дали пожизненное

Приговор вынесен и 17 его подельникам, которые не все уместились в судебном «аквариуме»
Елена Балаян
Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

Мосгорсуд приговорил к пожизненному заключению основного фигуранта дела Раменской ОПГ Олега Медведева (Шишкана). Он и еще 17 его подельников обвинялись в шести убийствах, причинении тяжкого вреда здоровью, бандитизме, хранении огнестрельного оружия и вымогательстве. Шишкана, имеющего в криминальном мире статус вора в законе, присяжные признали виновным в создании преступного сообщества и занятии в нем высшего положения. Трое его подельников также получили пожизненное, трое — условное, а остальные — от 11 до 24 лет лишения свободы. Они вряд ли смогут их обжаловать, полагают адвокаты.

От вымогательств до убийств

На заседании Мосгорсуда 10 июня в судебном «аквариуме» поместились не все 18 обвиняемых в участии в Раменской ОПГ, которая девять лет орудовала в Московской области. Некоторые стояли в наручниках в зале. Крепко сложенные мужчины внешне вполне соответствовали сложившемуся образу людей из 1990-х.

Фигуранты дела обвинялись в целом букете тяжких и особо тяжких преступлений: от занятия высшего положения в преступной иерархии и организации преступного сообщества до вымогательства, бандитизма и убийств.

Фото: Getty Images/Semen Salivanchuk

Перед началом заседания некоторые из подсудимых вели себя достаточно вольготно. Так, один из них ждал приговора, лежа. Главный обвиняемый, криминальный авторитет Олег Медведев (Шишкан) надел на голову футболку — так он прятался от камер журналистов.

Дело рассматривал 2-й Западный окружной военный суд с участием присяжных заседателей. Они признали всех обвиняемых виновными в инкриминируемых преступлениях. А Мосгорсуд выносил приговор.

Суд установил, что Медведев занимал высшее положение в преступной иерархии, то есть был вором в законе. В 2010 году он создал, а затем возглавил преступное сообщество и банду численностью более 25 человек. До 2019 года группировка кошмарила жителей и бизнес Московской области.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Согласно материалам дела, Медведев и его соучастники убили гендиректора ЗАО «Племзавод Раменское», депутата органа местного самоуправления Татьяну Сидорову и трех членов ее семьи. Так бандиты попытались завладеть земельными участками завода.

В феврале 2012 года преступники проникли в дом Сидоровой в Раменском районе Московской области. Всем, кто был в доме, бандиты вкололи снотворное. Когда жертвы потеряли сознание, их вывезли в безлюдное место, где и убили, сообщили в Генпрокуратуре.

По данным Следственного комитета, для финансирования преступного сообщества Медведев его участники вымогали средства у предпринимателей города Раменское и Раменского района, совершали убийства для устранения конкуренции в сфере добычи природных ископаемых, причиняли вред здоровью различной тяжести и совершали поджоги имущества лиц.

Всего следствию удалось доказать причастность «медведевских» к шести убийствам.

Четыре пожизненных

В прениях прокурор запросил пожизненное заключение четырем фигурантам: Олегу Медведеву, Эдуард Харькову, Дмитрий Хламкину и Юрию Офицерову. Суд согласился с позицией обвинения и назначил всем им именно такое наказание. Один из фигурантов, Харьков, был оправдан по одному из эпизодов применения насилия в отношении представителя власти, но от пожизненного срока за другие преступления это его не спасло.

Фигуранты по делу криминального авторитета Олега Медведева по прозвищу Шишкан во время оглашения приговора
Фото: ТАСС/Михаил Метцель

11 подсудимых — Максим Цыкалюк, Роман Топоровский, Владимир Соковиков, Вячеслав Пирогов, Антон Колесник, Дмитрий Гусев, Лоретис Виткаускас, Евгений Бодокин, Михаил Беляев, Дмитрий Барышников, Алексей Агапов — получили наказания от 11 до 24 лет лишения свободы. Отбывать они его будут в колонии строгого режима.

Троих подсудимых — Юрия Григорьева, Александра Морозова и Санвела Сиреканяна — приговорили к условному сроку.

Кроме того, Медведеву назначен штраф в размере 5 млн рублей, остальным подсудимым — от 1 млн до 4 млн рублей.

Телефоны от конвоиров

В деле есть любопытный эпизод, связанный с незаконной получением фигурантами мобильных телефонов — их передавали членам ОПГ конвоиры, которые доставляли их в суд из СИЗО.

В таком превышении должностных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ) обвинили сотрудников полка охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ГУ МВД России по Москве — начальника конвоя Алексея Абакумова и старшего полицейского Ивана Александрова.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

По данным следствия, Абакумов и Александров при конвоировании дали Медведеву возможность получить от своих подельников мобильные телефоны и SIM-карты, которые были спрятаны в пачках сигарет. В перерывах судебного заседания Шишкан вел телефонные разговоры и давал указания о воздействии на неугодных ему свидетелей по уголовному делу, сообщили в СК. Также мобильный телефон с установленной в нем SIM-картой был обнаружен и изъят еще у одного подельника Шишкана — Лоретиса Виткаускаса.

В апреле 2024 года Абакумову и Александрову избрали меру пресечения в виде заключения под стражу. Сейчас расследование по их уголовному делу продолжается.

— Если следователи докажут, что конвоиры готовились к преступлению заранее и получили за это вознаграждение, им грозят существенные сроки — от трех до десяти лет, — рассказал «Известиям» председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе.

Условия для ОПГ

Управляющий партнер Criminal Defense Firm Алексей Новиков пояснил «Известиям», что пожизненное заключение предусматривает особый режим под стражей — фактически отсутствие всякого общения и иные лишения, которые не каждый человек в состоянии выдержать.

Адвокат Константин Трапаидзе полагает, что осужденным на пожизненное вряд ли удастся обжаловать вынесенные приговоры. Такие прецеденты, по его словам, случались, но становились «чудесами адвокатуры», когда защите удавалось доказать наличие в деле существенных процессуальных нарушений.

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

— В данном случае, я думаю, ожидать этого не стоит, — сказал адвокат. — Государство такими жесткими сроками посылает сигнал, что борется с оргпреступностью. И я думаю, что и следствие, и прокуратура приложили максимум усилий. В деле есть досудебные соглашения, значит, есть железные показания и есть свидетели.

Он добавил, что каждая из статей подельников Шишкана по отдельности тянет на серьезные сроки, поэтому и им вряд ли удастся их снизить в апелляции.