Что снято: новые «Звездные войны» похожи на провал

Примитивный сюжет и старомодные рукопашные бои — единственное, что есть в сериале
Сергей Сычев
Фото: Disney+

Почти год после выхода «Асоки» фанаты франшизы «Звездные войны» ждали новый сериал. Интриги добавляло то, что анонсировался первый игровой фильм, который рассказывает о событиях за 100 лет до классических «Звездных войн». Получившееся шоу как минимум на старте не дает ответа на главный вопрос: зачем вообще это было снимать? «Известия» ознакомились с первыми двумя эпизодами сериала «Звездные войны: Аколит» и присоединяются к вопрошающим. Подробнее о причинах — в нашем обзоре.

Фигура умолчания

Что такое или кто такой Аколит, мы в двух первых эпизодах так и не узнаем. Ясно, что это как-то связано с ситхами, то есть темными джедаями, теми самыми, которые в какой-то момент победили обычных джедаев, а один из этих темных в итоге стал императором Палпатином. Возможно, Аколит — это некий могучий ситх, оружие или просто сгусток энергии. Дальше станет яснее, но есть ощущение, что далеко не каждый зритель нового диснеевского сериала захочет ждать, пока ему всё это объяснят.

Прошлые проекты большей частью были как раз очень любопытными и во многом вернули веру зрителей в то, что у вселенной «Звездные войны» есть будущее. Магистральный «Мандалорец» — рассказ о том, как охотник за головами постепенно меняется, встретив необычного ребенка. Это вестерн, в котором между долгом выдуманным и реальным, между совестью и традицией, между общественными требованиями и семьей каждый раз пролегает пропасть. Притча о выборе, понятная, но при этом сложная и актуальная. Идеальный продукт для семейного просмотра: умный, стильный, лаконичный, блестяще сыгранный.

Интересной была «Книга Бобы Фетта» — эдакая гангстерская драма про пожилого убийцу, который пытается на склоне лет измениться внутренне и оправдаться перед миром за всё то зло, что он совершил. Замечательный «Андор» — о тщетных попытках убежать от судьбы, о том, как слабохарактерный интроверт идет по пути, который приведет его в подвигу и жертве. «Оби-Ван Кеноби» закрывал сюжетную лакуну между третьим и четвертым фильмами «Звездные войны», и Юэн Макгрегор блестяще играл драму старого рыцаря, который винит себя за трагедию, случившуюся с миром, и, что самое страшное, он действительно имеет к ней отношение.

Всё это повышало ставки, заставляло ждать новых сериалов франшизы, и вполне посредственная «Асока» в прошлом году казалась досадной случайностью, простительным промахом на пути диснеевских сценаристов. И вдруг — выходит «Аколит».

По стопам Джеки Чана

Начинается сериал с того, что девица в средневековой одежде асассина находит в какой-то таверне женщину-джедая — и уже становится смешно, потому что играет последнюю Кэрри-Энн Мосс из «Матрицы». Но дальше еще смешнее, потому что девушка подбегает к джедаю и говорит: «Атакуй меня изо всех сил». Это настолько нелепо, что все посетители таверны начинают смеяться.

После чего начинается рукопашная драка даже не в стиле «Матрицы», а словно дешевая пародия на гонконгские боевики с единоборствами 70-х годов прошлого века. Снято ровно в том же стиле: замысловатая хореография, прерывающаяся короткими переругиваниями и остановками для создания пущего эффекта. Мы уже перестали смеяться, а шутка всё не заканчивается. Потому что, видимо, создатели сериала не шутили, они всё это показывали на полном серьезе.

Вскоре нам все становится ясно, и даже раньше, чем нам всё разжевывают с экрана. Есть некая девушка Оши, которая училась на джедая, но не завершила обучение. Она уверена, что вся ее семья погибла. И есть сестра-двойник Оши — Мэй. Про нее все думали, что она погибла, а она, оказывается, выжила, прошла обучение у темных джедаев и теперь охотится за нормальными джедаями. Это ее мы видели в прологе. У нее есть свой список жертв, и останавливаться она не собирается.

Обе сестры видят друг друга в грезах, им предстоит встретиться и выяснить отношения. Возможно, они обе начнут убивать джедаев вместе. Или случится что-то еще, тем более что джедай Сол, тот самый, который когда-то недоучил Оши, намерен провести свое расследование и вычислить, кто стоит за убийством его собратьев по ордену.

Опять же, после первых двух эпизодов решительно неинтересно узнавать, при чем тут «аколит» и кто там главный ситх. Не очень интересно ждать, когда начнутся битвы на световых мечах, которых немало в трейлере сериала. Совсем не любопытно следить за двумя сестрами, разбирающимися со своим прошлым. Сериал на удивление лишен интриги. Всё, что нам реально показывают, — это старомодные драки и ультраконсервативное устройство джедайской организации, которая выведена такой монументальной, статичной, пресной, что это похоже на пародию. К сожалению, тоже неумышленную.

Да, мы уже поняли, что один из основных паттернов франшизы «Звездные войны» — это мысль о том, что джедайский орден вовсе не такой идеальный, каким он себя позиционирует. Что за кодексом и рассуждениями о светлой стороне Силы скрываются самые обычные преступления, коррупция, заговоры молчания, укрывательство. В общем, что орден так прогнил изнутри, что в его крушении и приходе к власти темных сил нет ничего удивительного, и надо выстраивать новую мораль, иначе не избежать возвращения диктатуры и тирана.

Но всё это было ясно уже очень давно, еще в номерных эпизодах фильмов «Звездные войны», а уж в сериалах это стало очевидно уже в первом сезоне «Мандалорца». «Аколит» добавляет к этому пока только полтора часа очень скучного и наполненного общими местами повествования.

При этом смущает, что зарубежные критики поставили сериалу положительные оценки, и вряд ли «Дисней» посылал им банки черной икры ради таких отзывов. Просто критикам там показали сразу четыре эпизода, и большая часть похвал относятся к третьему и четвертому, которые выйдут через одну и две недели соответственно. Но как заставить себя их дождаться, если в первых двух так и не произошло ничего сколько-нибудь стоящего? Ни одного яркого характера, ни одной запоминающейся сцены, ни одного неглупого диалога — только штампы, несмешные шутки, серый экшен, недостойный бренда «Дисней». К сожалению, всё это слишком похоже на провал. И, возможно, это именно он и есть.