В сказке — сказать: киберпанк Ильи Муромца и репортажи военкора Оруэлла

Литературные новинки мая
Сергей Уваров, Зоя Игумнова
Фото: Getty Images/DjelicS

Былины про Илью Муромца с иллюстрациями в стиле киберпанк, военные репортажи Джорджа Оруэлла, хроника создания фильма Марлена Хуциева «Июльский дождь» и практические советы психолога Михаила Лабковского по преодолению детских обид. Столь пестрой и разноплановой подборки у нас еще, кажется, не было.

«“Июльский дождь”. Путеводитель. Коллекционное издание»

Авт.-сост. Станислав Дединский, Наталья Рябчикова

Фото: Издательство Дединского

Сборник материалов по одному-единственному фильму мог бы показаться узкоспециализированным изданием, но книга про «Июльский дождь» Марлена Хуциева читается как увлекательный роман. И за хроникой создания одного из главных шедевров оттепели постепенно проступает портрет эпохи во всей ее противоречивости. Вроде и нет уже прежней цензуры, да и сюжет подчеркнуто аполитичен, а все равно сначала замыслу и сценарию, а затем готовому произведению приходится продираться через худсоветы, и в итоге сокращенная в полтора раза лента оказывается в считанных кинотеатрах, вызвав весьма жесткую критику.

Другая тема — производственные сложности. Переносы сроков сдачи сценария, невезение с погодой во время натурных съемок, болезни членов группы. Воздушная, как бы спонтанная, поэтичная картина рождалась в муках. Процесс этот зафиксирован в стенограммах обсуждений на студии, воспоминаниях создателей и свидетелей. Авторы-составители издания, киноведы Станислав Дединский и Наталья Рябчикова, позволили себе развернуто высказаться лишь в начале и конце книги. Остальное — документы (в том числе выдержки из различных версий сценария), кадры и прямые речи.

Первый вариант книги вышел еще в 2021 году. Но переиздание выросло практически вдвое — в частности, за счет материалов, которые прежде не были известны. Это, например, обсуждение исходной заявки Марлена Хуциева и Анатолия Гребнева, с которой все началось.

«Былины русского народа. Т.1: Исцеление и первая поездка Ильи Муромца»

Авт.-сост. Арсений Миронов

Фото: Тешилов Лаб

Былины про Илью Муромца с иллюстрациями в стиле киберпанк? Да-да! У Алеши Поповича здесь световой меч, у Соловья-разбойника — дрон, а у богатырского коня — экзоскелет. Звучит дико, не правда ли? Но если вдуматься, эстетическая пропасть между научной фантастикой и сказаниями о русских богатырях (которые вполне себе могут дать фору супермену да мстителям) не так уж велика. И там, и там — фантазийные миры, лишь отчасти связанные с реальностью. Так почему бы их немного не сблизить?

Самое интересное, что текст былин — а в первом томе это «Исцеление Ильи Муромца» и «Первая поездка Ильи Муромца» — приведен в максимально аутентичном виде. Он собран из фрагментов собраний Кирши Данилова и Петра Киреевского, а также из вариантов, записанных в XIX–XX веках от народных певцов. Причем, на каждую фразу дана ссылка с указанием источника: визуальная ориентация на читателей-подростков сочетается здесь с научной основательностью.

Составителем издания и автором развернутой научной статьи, дополняющей публикацию, выступил специалист по этому пласту русской культуры, доктор философских наук Арсений Миронов. И можно только приветствовать, что солидный ученый не побоялся такого оформления своей кропотливой работы. Ну в самом деле, не только же манги да марвеловские комиксы читать поколению Z. Пора обратить внимание на родных героев. И если книга в этом поможет — так тому и быть.

«1945. Руины. Военные репортажи»

Джордж Оруэлл

Фото: Эксмо

Имя Джорджа Оруэлла у всех, конечно, ассоциируется с романом-антиутопией «1984». Куда меньше известно российской публике другое его амплуа — военного публициста. Или, как бы мы сейчас сказали, военкора. В феврале 1945-го он приехал в Германию, чтобы писать с места событий о последних месяцах Второй мировой. Но и до этого Оруэлл активно комментировал боевые действия — и в радиоэфире, и в печати. Собрав его репортажи, а также эссе на тему войны, издательство «Эксмо», на первый взгляд, просто дополняет творческий портрет писателя. Однако, погружаясь в тексты, не особо художественные и касающиеся вроде бы уже столь далеких от нас событий, нельзя не обратить внимание, насколько они порой актуальны. Вот, например:

«Согласно заявлениям Геббельса, Европа сейчас сталкивается со смертельной угрозой вторжения коммунистического режима, который не остановится на своих западных границах, а продвинется до Ла-Манша (и не только), чтобы завладеть Великобританией и другими европейскими странами. По этой логике получается, что немцы взялись за оружие только для того, чтобы защитить Европу от большевистской опасности, а Великобритания и Соединенные Штаты, объединившись с большевиками, предали европейскую цивилизацию». Это цитата из выступления 1943 года «Победы под Ростовом и Харьковом», где Оруэлл приветствует успехи СССР на фронте.

«Привет из детства»

Михаил Лабковский

Фото: Эксмо

Эпиграф к новой книге известного психолога Михаила Лабковского — «Вернуться в прошлое, чтобы стать счастливым в настоящем». На своих приемах доктор предлагает пациентам рассказать о своей матери, и сразу становится ясно, с какими проблемами человек пришел.

Лабковский уверен: нанесенные в детстве психологические травмы — как неправильно сросшаяся кость после перелома: идти можно, но медленно и превозмогая боль. Чтобы исправить проблему, придется вернуться в прошлое, к ситуациям, которые причинили страдания, и понять, почему родители так себя вели. И если не получается простить, то надо хотя бы принять — ради самих себя.

В своем литературном труде автор перечисляет вопросы, с которыми приходят к нему люди, и дает на них ответ, порой неожиданный. Вот названия некоторых глав: «Чувство долга, вина и страх, что родители умрут», «Это не характер, это — возраст!», «Про отцов», «Когда дети вмешиваются в жизнь пожилых родителей», «Сепарация, или Как взять на себя ответственность за свою жизнь», «Детские обиды, или Психология жертвы».

Первый писательский труд Михаила Лабковского «Хочу и буду» был продан тиражом более 2,5 млн экземпляров. Новая книга имеет все шансы закрепить успех. Но главная ее цель — помочь людям: не оправдать родителей, а объяснить, почему они себя так вели (и ведут сейчас), и избавить от чувства обиды. А без этого невозможно стать по-настоящему взрослым и счастливым.