Газомоторный тренд: автопарки выбирают природный газ

Иван Дымов

Использование природного газа на транспорте — мировой тренд, который набирает обороты и в России. Минэнерго отмечает, что по итогам 2015 года рост реализации природного газа в качестве моторного топлива составил 8%.

На прошедшем заседании Рабочей группы по вопросам использования природного газа в качестве моторного топлива при правительственной комиссии по вопросам развития ТЭКа были озвучены ключевые показатели рынка газомоторного топлива по итогам 2015 года. Так, объем реализации природного газа через автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) года составил 475 млн куб. м.

Главными факторами положительной динамики являются комплексные меры, реализуемые федеральными ведомствами, энергетическими компаниями, автопроизводителями и единым оператором рынка — компанией «Газпром газомоторное топливо». В частности, ведется работа по увеличению выпуска заводской техники, работающей на природном газе, и развитию газозаправочной сети. В прошлом году в России продано 3,172 тыс. газомоторных транспортных средств (в том числе 3,044 тыс. — отечественного производства), что на 39% больше, чем в 2014 году. Еще около 5 тыс. единиц автотранспорта переоборудовано для использования природного газа в качестве моторного топлива. Таким образом, в 2015 году парк газомоторной техники увеличился более чем на 8 тыс. единиц. Общее количество такой техники в России сегодня составляет порядка 110 тыс. единиц.

Если говорить о заправочной инфраструктуре, то всего по стране действует 270 станций. Крупнейшим инвестором газомоторного рынка — «Газпром газомоторное топливо» — в текущем году ведется работа по сооружению 35 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и реконструкции четырех станций в 21 регионе России.

Природный газ сегодня используется не только на муниципальном транспорте, но и на коммерческом. Это обусловлено прежде всего привлекательной ценой голубого топлива — 12 рублей за кубометр (в среднем по России). При этом двигатель транспорта, работающего на природном газе, соответствует стандарту «Евро-5», к внедрению которого страна готовится уже несколько лет.

Одним из наиболее ярких примеров использования природного газа в коммерческом сегменте является опыт компании «ХАВИ Логистикс Россия», которая доставляет продукты в популярную сеть ресторанов быстрого питания. Выбор в пользу газомоторного топлива был определен наличием операционных потребностей в предоставлении услуг высшего качества по минимальной стоимости, присутствием на рынке России доступной газовой техники и возможностью выстраивания маршрутов доставки на дальние расстояния.

Техника обслуживает рестораны Москвы (САО, СЗАО, ЗАО, ЮЗАО, ЦАО), а также Подмосковья и прилегающих к нему территорий: это Химки, Красногорск, Одинцово, Тверь, Вышний Волочек, Троицк, Калуга, Орел, Курск, Белгород, Тула, Смоленск. В обозримых планах компании расширение автопарка в Татарстане: в апреле компания должна получить два газовых «КамАЗа», которые будут эксплуатироваться на маршруте Елабуга — Казань — Уфа — Ижевск — Альметьевск — Бугульма.

По оценкам компании, экономическая выгода использования природного газа на коммерческом транспорте очевидна: газовое топливо значительно дешевле при аналогичном расходе. Это позволяет снизить операционные расходы, которые напрямую влияют на стоимость услуг. Опыт российского подразделения «ХАВИ Логистикс» в истории компании не единичен, представительства логистической компании в Португалии, Италии, Германии и Швейцарии также используют в доставке продуктов питания газовую технику.