Коучьи сети: доходы блогеров и инфоцыган за год сократились на 3,5 млрд

Что будет с этой сферой дальше и как инфлюенсеры перестроят свою деятельность
Иван Черноусов

Российские инфобизнесмены (в обиходе — инфоцыгане) потеряли 3,5 млрд рублей за 2023 год, их доходы сократились на 78%, рассказали «Известиям» в Ассоциации блогеров и агентств. Наиболее крупных сумм лишились Валерия Чекалина (1 млрд рублей), Александра Митрошина (650 млн) и Гоар Аветисян (500 млн). Потери связаны с проблемами с законом или прекращением активной деятельности ввиду повышенного внимания к этой сфере со стороны государственных ведомств. Эксперты уверены, что в дальнейшем коучи будут вынуждены перестраивать свой бизнес или же полностью прекратить активность в Сети.

Активное сокращение деятельности

Доходы российских интернет-коучей и инфоцыган в 2023-м сократились на 3,5 млрд рублей, без учета того, что они выплатили в форме задолженностей, рассказали «Известиям» в Ассоциации блогеров и агентств (АБА). В 2022-м десять крупнейших инфлюенсеров суммарно заработали 4,5 млрд, а по итогам прошлого года их прибыль составила 1 млрд рублей.

Больше всего за прошлый год потеряли Валерия Чекалина (1 млрд рублей), Александра Митрошина (650 млн), Гоар Аветисян (500 млн), Елена Блиновская (450 млн), Аяз Шабудтинов (413 млн), Оксана Самойлова (250 млн), Виктория Боня (250 млн) и Надин Серовская (150 млн). Инне Тлиашановой и Дмитрию Портнягину, напротив, удалось закончить год с прибылью 20 млн и 126 млн рублей соответственно.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

— Вокруг представителей сферы инфобизнесменов продолжают не утихать скандалы. Причем у всех одинаковые: стабильно выясняется, что даже у тех, кто позиционирует себя как образцового предпринимателя и учит этому искусству других, большие проблемы с налоговой, — отметил руководитель проектной команды АБА Тимур Ахмедов.

Елена Блиновская с апреля 2023 года находится под арестом, поэтому вести деятельность она не могла. Валерию Чекалину привлекали по двум статьям — за уход от налогов и легализацию. По обеим дело было прекращено: по первой — после выплаты Лерчек всех налогов, а по второй — в связи с отсутствием состава преступления. Связанные с ней юридические лица в 2023 году показали отчетность с многомиллионными убытками, констатировали в АБА.

— Аяз Шабутдинов находится под арестом и обвиняется в десятках финансовых преступлений. А Александра Митрошина, в отношении которой также было возбуждено уголовное дело, выплатила налоговой задолженность в размере 127 млн рублей, — рассказал Тимур Ахмедов.

Виктория Боня прекратила активную деятельность, она оставила только продвижение Telegram-канала с помощью конкурсов. Также поступили Надин Серовская и Гоар Аветисян.

— В целом крупнейшие инфопредприниматели по разным причинам — как из-за проблем со следствием, так и из-за осторожности — прекратили или приостановили свою деятельность после ряда громких разбирательств, — объяснили в АБА.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Дополнительный фактор, на который следует обратить внимание, — появление большого количество негативных обзоров и разборов на YouTube и других платформах, которые сильно ухудшили репутацию инфобизнесменов, показывая людям, что находится внутри всех этих курсов, резюмировали авторы исследования.

Что будет с этой сферой дальше

Крупные блогеры поняли, что они под пристальным вниманием налоговых органов, и действительно понесли очень большие финансовые потери из-за того, что приняли решение приостановить продажи инфопродуктов, сказала основатель коммуникационного агентства PR Perfect Кристина Петрова.

— Скорее всего, они достаточно быстро перестроятся и начнут зарабатывать в других нишах: станут выпускать новые собственные торговые марки, активнее продавать рекламу на своих площадках и так далее. Фактически это уже происходит, — отметила она.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Валерия Чекалина, которая раньше вообще не размещала рекламу в своем профиле, теперь продает слоты на разные объемы поддержки. Но демонстрировать свою роскошную жизнь так нарочито больше никто из них не будет, полагает Кристина Петрова.

— Многие инфлюенсеры сократили активность из-за плохо выстроенной операционной деятельности и страха привлекать к себе лишнее внимание. Рекламодатели стали более аккуратно выбирать блогеров, поэтому доходы последних от рекламных контрактов, вероятно, продолжат сокращаться, — считает основатель коммуникационного агентства Gluboko.creative Екатерина Конькова.

Деятельность бизнес-коучей со временем будет полностью обелена и легализована, полагает генеральный директор агентства PR Partner Инна Анисимова. Так называемым инфоцыганам стоит понять, что они должны платить налоги на прибыль от своих доходов.

Скорее всего, со временем на место вышеперечисленных инфлюенсеров придут другие люди, но они уже будут научены опытом своих предшественников, резюмировала она.