Мы на помощь придем

Как сотрудники Госавтоинспекции помогают пострадавшим на дороге
Кирилл Сазонов
Фото: ГУОБДД МВД России

Сотрудники Госавтоинспекции одними из первых прибывают на место дорожно-транспортного происшествия и оперативно оказывают первую помощь раненым до приезда профессиональных медиков. Как автоинспекторы помогают пострадавшим в ДТП, выясняли «Известия».

Знают и умеют

В начале мая президент России Владимир Путин поручил обеспечить снижение смертности в результате ДТП в полтора раза к 2030 году и в два раза — к 2036-му. Достижение показателей, озвученных главой государства, невозможно без оперативного оказания первой помощи людям, попавшим в беду, если происшествие на дороге по каким-то причинам предотвратить всё же не удалось. По статистике, на место ДТП первыми из оперативных служб зачастую прибывают именно сотрудники Госавтоинспекции. Поэтому им отводится ключевая роль в оперативном оказании помощи пострадавшим в автоаварии. Но, чтобы помочь раненым, а не навредить, автоинспекторы должны иметь навыки оказания этой помощи, отмечают эксперты.

Такими навыками и знаниями сотрудники Госавтоинспекции обладают, заверили «Известия» в Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России. Так, в 2023 году обучение основам оказания первой помощи в ряде регионов страны прошли более 80% личного состава сотрудников ДПС. Эти занятия регулярно проводятся с автоинспекторами на базе центров медицины катастроф, в учебных центрах скорой медицинской помощи и аварийно-спасательных формирований, в больницах и госпиталях, подчеркнули в ведомстве.

— По итогам 2023 года на базе территориальных центров медицины катастроф обучение навыкам оказания первой помощи в Республике Крым прошли 20 инспекторов ДПС, в Кировской области — 51, в Новгородской области — 90 сотрудников Госавтоинспекции. В Ханты-Мансийском автономном округе такие занятия посетили 120 человек, в Ставропольском крае — 220, в Белгородской области — 320, в Республике Татарстан — 794 сотрудника. В Москве эти знания получили почти 4,2 тыс. инспекторов ДПС, — рассказал «Известиям» заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма ГУОБДД МВД России полковник полиции Антон Белан.

Кроме того, в 2022 году ГУОБДД МВД России совместно с Минздравом и МЧС России разработан иллюстрированный атлас первой помощи для обучения инспекторов ДПС навыкам оказания первой помощи как в рамках учебного курса, так и для самостоятельного изучения, отметили в российской Госавтоинспекции. Также совместно с Минздравом разработаны короткие (около трех минут) инструктажи со слайдами по основным темам оказания первой помощи, которые проводятся при заступлении на дежурство нарядов ДПС, рассказали в ведомстве.

Серьезным подспорьем для автоинспекторов являются специальные укладки с расширенным набором средств оказания первой помощи, которыми комплектуются патрульные автомобили. Они включают в себя несколько комплектов шин, позволяющих зафиксировать травмированную конечность, кровоостанавливающие жгуты, мешок Амбу для проведения искусственного дыхания, несколько спасательных изотермических одеял, которые защищают пострадавших в ДТП как от жары, так и от холода, и ряд других приспособлений и средств оказания помощи. За последние четыре года в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги» в региональные подразделения Госавтоинспекции поступили более 15,6 тыс. таких комплектов, подчеркнули в ГУОБДД МВД России.

ДТП и не только

Полученные знания и навыки автоинспекторы нередко применяют на практике: так, в прошлом году они оказали первую помощь пострадавшим в 1,5 тыс. ДТП, отметил Антон Белан. Причем зачастую инспекторы ДПС приходят на помощь не только людям, получившим ранения в автоавариях, подчеркнул он.

— Например, мартовским утром 2023 года в Белгородской области инспекторы ДПС старший лейтенант полиции Дмитрий Агафонов и лейтенант полиции Виктор Лагошин во время патрулирования стали свидетелями отражения атаки ВСУ системами ПВО Минобороны России. Передав в дежурную часть информацию о месте падения обломков ракеты, автоинспекторы выдвинулись к нему, где обнаружили мужчину, получившего осколочные ранения. Они перевязали раненого и наложили кровоостанавливающий жгут, после чего передали пострадавшего подоспевшим к месту происшествия медикам, — рассказал Антон Белан.

Автоинспекторы, патрулировавшие трассу «Вятка» в Республике Марий Эл, спасли жизнь водителю грузовика, получившему серьезные травмы в ходе ремонта своего автомобиля. Сорвавшееся при подкачке колеса массивное стопорное кольцо нанесло ему серьезные увечья. Инспекторы ДПС, которым о произошедшем сообщили очевидцы, освободили дыхательные пути у потерявшего сознание дальнобойщика, остановили кровь, обработали и перевязали раны, а потом передали пострадавшего бригаде медиков.

В Калужской области старшие лейтенанты полиции Дмитрий Петухов и Сергей Яценко с применением расширенной медицинской укладки зафиксировали перелом конечности у водителя машины, съехавшей в кювет. Это позволило избежать более тяжелых последствий до прибытия к месту происшествия бригады скорой помощи. В Адыгее старшие лейтенанты полиции Алексей Бурховцов и Рамазан Фархатов, оказавшиеся первыми на месте автоаварии, применили специальную детскую шейную шину-воротник, обеспечив тем самым безопасную транспортировку пострадавшего в автоаварии пятилетнего ребенка в больницу.

Автоинспекторы Свердловской области — лейтенанты полиции Сергей Долганов и Алексей Буенок, — прибыв к съехавшему с дороги и опрокинувшемуся внедорожнику, обнаружили в салоне машины двух пострадавших, один из которых истекал кровью. Быстро наложив жгут, полицейские остановили сильное кровотечение, которое угрожало жизни человека. В Северной Осетии инспектор ДПС Вадим Майрамов стал свидетелем ДТП, в результате которого одна из машин съехала в кювет, перевернулась и полностью ушла под воду. Он сразу же бросился на помощь утопающим, вытащив из затопленного салона ребенка. Приведя девочку в чувство и передав ее другим очевидцам, сотрудник полиции снова нырнул в воду и вытащил ее мать, которая к тому времени уже не дышала. Проведя сердечно-легочную реанимацию, автоинспектор вернул женщину к жизни.

«Золотой час» и «платиновые минуты»

Ситуация с оказанием первой помощи пострадавшим в ДТП сотрудниками Госавтоинспекции в последние годы заметно улучшилась, считает главный внештатный специалист по первой помощи Минздрава России Леонид Дежурный. Нередко именно благодаря четким и слаженным действиям автоинспекторов удается спасти жизни людям, получившим травмы в автоавариях, подчеркнул он. Время играет важнейшую роль при оказании помощи пострадавшим в ДТП, отметил эксперт.

Он рассказал, что существует правило так называемого золотого часа, в течение этого срока с момента происшествия раненый должен быть доставлен в лечебное учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи, в том числе и оперативного вмешательства в случае необходимости. Есть также и «платиновые минуты», отметил главный внештатный специалист по первой помощи Минздрава России.

— Очень часто при ДТП счет идет на минуты, в течение которых потерпевшим необходимо оказать первую помощь. Причем это не какие-то сложные медицинские процедуры. Зачастую, чтобы сохранить жизнь человеку, необходимы очень простые манипуляции. Например, наложить жгут, чтобы остановить артериальное кровотечение, или повернуть на бок потерпевшего без сознания, у которого запал язык, — дело нескольких секунд. Но если этого не сделать, скорее всего, прибывшей на место происшествия бригаде скорой помощи останется лишь констатировать смерть, — рассказал он «Известиям».

По словам Леонида Дежурного, всё больше автоинспекторов имеют навыки оказания первой помощи раненым и, что очень важно, умеют их применить на практике. Положительно отзывается он о специальных укладках для оказания помощи потерпевшим, которыми оснащены патрульные автомобили ДПС.

— Они позволяют автоинспекторам быстрее оказывать помощь. Например, искусственное дыхание удобнее и эффективнее производить при помощи дыхательного мешка, а не рот в рот. Имея в патрульном автомобиле такую укладку, автоинспекторам не надо, образно говоря, рвать рубашку, чтобы перевязать раны потерпевшим, снимать с себя ремень, чтобы наложить жгут и остановить кровотечение, или искать палки и доски, чтобы сделать из этих подручных материалов шину для фиксации сломанной конечности. Они знают, что у них в машине есть и набор бинтов и других перевязочных материалов, и несколько видов иммобилизационных шин, в том числе шейные воротники как для детей, так и для взрослых, и кровоостанавливающие жгуты. Кроме того, наличие такой укладки в патрульном автомобиле само по себе придает автоинспекторам больше уверенности в том, что они смогут оказать помощь раненым, — отметил Леонид Дежурный.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».